Проблема миграции беженцев в Европе
Секция: Юриспруденция
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Проблема миграции беженцев в Европе
На сегодняшний день проблему вынужденного перемещения людей можно включить в число самых острых из тех, с которыми в течение всей своей истории сталкивается человеческое сообщество. На последнюю четверть XX столетия пришлось расширение географии и многократное увеличение масштабов вынужденной миграции, что представляет собой результат сохраняющихся и вновь формирующихся очагов социальной напряженности, этнополитических конфликтов, войн.
2015 год ознаменовался для Европы многократным ростом потока беженцев и мигрантов из Африки и с Ближнего Востока. Данный миграционный кризис получил название «Европейского миграционного кризиса» и признан Еврокомиссией крупнейшим со времен Второй мировой войны.
Одной из специфических черт данного кризиса явилось совмещение нескольких миграционных потоков – нелегальной, легальной экономической миграции и беженцев – в один крупный. Из этого и вытекает такой разнообразный национально-этнический состав: пакистанцы, афганцы, нигерийцы, ливийцы, египтяне, сирийцы и т.д. Представляется важным указать, что основная часть мигрантов первоначально была нацелена на наиболее социально-развитые государства Западной Европы. Это говорит о том, что они обладают достаточно высоким уровнем информированности касательно условий жизни, «щедрости» и качества социально-экономической поддержки, которая оказывается беженцам и мигрантам в том или ином государстве ЕС. Сегодняшние мигранты, в отличие от своих предшественников, не убегают от угроз «сломя голову», а действуют обдуманно, опираясь на информацию не только из средств массовой информации, но и также на формальные и неформальные информационные сети этнических диаспор, которые возникли благодаря распространению средств мобильной связи и Интернета [4, c. 274].
Прежде всего, необходимо определить причины данного кризиса.
Во-первых, за мощным притоком мигрантов и беженцев в Европу, без каких-либо сомнений стоит война в Сирии, которая стала, фигурально выражаясь, «спусковым крючком механизма.
Во-вторых, важной причиной данной кризиса является весьма простой и свободный способ попасть в любую страну ЕС. До некоторых пор морская перевозки из Ливии в Италию была наиболее популярным путем для всех беженцев и мигрантов, которые направлялись в Европу. За первые полгода 2015 г. по Средиземному морю в Европу прибыли порядка 137 тысяч беженцев и мигрантов, что на 83% больше, нежели за аналогичный период 2014 г. [4, c. 274].
В-третьих, причиной кризиса. Как считает Антониу Гутерреш, являющийся верховным комиссаром ООН по делам беженцев, мощный рост числа беженцев-сирийцев был спровоцирован несколькими факторами – одним недавним детонатором и двумя продолжающимися тенденциями. Первый фактор – потеря веры народа Сирии в возможность политического урегулирования конфликта. Следующий фактор – истощение ресурсов тех людей, которые уже покинули свой дом и несколько лет живут в изгнании. Третий – сокращение гуманитарной помощи в регионе. В частности, сокращение на 1/3 деятельности Всемирной продовольственной программы изза недостатка финансирования. Антониу Гутерреш добавил, что поток мигрантов в Италию также был спровоцирован многими причинами, среди которых: хаос в Ливии, африканские конфликты и несбалансированность демографических и экономических трендов для Европы и Африки [4, c. 274-275].
Абсолютно любой кризис становится причиной бесчисленного количества отрицательных последствий. Среди проблем, которые затрагивают государства Старого Света, выделяют следующие.
В первую очередь кризис с мигрантами оказывает раскалывающее воздействие на Европу. Порядка 43% всех заявлений, в которых содержались просьбы предоставить убежище, поданных за первое полугодие 2015 г. в ЕС, пришлось на Германию. Именно Германия и еще 3 других европейских стран принимают на себя почти всех мигрантов. В большинстве государств, особенно в Восточной части Европы, как жители, так и правительства выступают против приема мигрантов и беженцев [2, c. 11].
Еще одним последствием является то, что происходит обострение обстановки внутри ряда европейских государств. К примеру, 81% граждан Германии, считают, что правительство их страны не справляются с миграционным потоком. 61% не устраивает работа кабинета министров, а рейтинг Ангелы Меркель оказался самым низким с 2011 г. [2, c. 11].
Следующим последствием является «шантаж» со стороны Турции, требующей всё больших средств на сдерживание потока мигрантов. Еврокомиссией было одобрено создание в Турции специального фонда для беженцев размером 3 млрд. евро, из которых она выделит 500 млн. евро, а странам ЕС придется собрать оставшиеся 2.5 млрд. [2, c. 11].
Четвертым последствием и, пожалуй, самым острым, является то, что данный кризис ставит под угрозу Шенгенскую зону. К примеру, Австрия 16 января 2016 года временно покинула ее. Вернер Файман – канцлер пообещал, что любого приезжающего в Австрию будут жестко проверять. Вена также выступила с предложением об исключении Греции из шенгенской зоны, т.к. последняя делает недостаточно для миграционного контроля и защиты границ [3, c. 169].
Если размышлять о перспективах разрешения данного кризиса, то большинству экспертов и политиков они представляются весьма пессимистичными. Как отметил премьер-министр Франции Европе необходимо принимать срочные меры по контролю своих внешних границ.
Кроме всего прочего, как считает Александр Чепурнов – член Российской академии медицинских наук – мигранты и беженцы, добивающиеся получения статуса беженца в ЕС, вернут на континент практически изжитые болезни и принесут новые заболевания. Мощные миграционные потоки в Европу могут стать причиной массового распространения гепатитов, туберкулеза, а также могут привести к риску завоза различных экзотических болезней, которые являются нетипичными для европейцев [3, c. 169].
Однако в УВКБ ООН утверждают, что хоть ситуация и достаточно сложная, но не безвыходная. Для разрешения данной проблемы в долгосрочной перспективе там предложили 3 возможных варианта: местная интеграция, расселение, добровольная репатриация. Что касается добровольной репатриации, то в УВКБ указывают, что она должна опираться на исключительно свободном решении, и только в том случае, когда будет гарантирована государственная защита прав. На сегодняшний день репатриация достигла самого низкого уровня за 30 лет, и всё более весомую роль играет расселение мигрантов вне их государств. УВКБ, говоря о расселении, подразумевают перемещение мигрантов из государств, где они имели убежище, в другое государство, которое не является их родиной [3, c. 169-170].
Под местной интеграцией в ООН подразумевается полная интеграция мигрантов в качестве членов принимающей их общины посредством культурных, социальных, экономических и юридических процессов. Местная интеграция налагает обязательства как на правительства, так и на беженцев. Предоставляя соответствующие права интегрируемым мигрантам, правительства параллельно с этим обязывают их жить согласно нормам и правилам принимающего государства [1, c. 25].
Таким образом, в заключение данной статьи необходимо отметить следующее. Принимая во внимание тот факт, что международная миграция в условиях интенсификации глобализационных процессов и формирования глобального рынка труда будет лишь возрастать, принимающие государства должны способствовать формированию эффективного миграционного режима – как на глобальном, так и на региональном и национальном уровнях. Еврокомиссия в попытке хоть каким-то образом ликвидировать кризис в долгосрочной перспективе, предложила, в первую очередь, осуществить расширение квот на прием беженцев с 40 тыс. до 160 тыс. чел на весь ЕС сроком на 2 года.
Во-вторых, согласовывать списки «безопасных» и «опасных стран»: беженцам из регионов, в которых проходит война, убежище необходимо предоставлять по упрощенной процедуре, в то время как нелегалам из мирных государств придется доказывать, что на родине им грозит опасность. В ином случае их причислят к экономическим мигрантам с четкой с перспективой быть незамедлительно отправленными на родину.
В-третьих, необходимо сформировать на всех «проблемных» границах Евросоюза центры приема мигрантов, которые будут осуществлять их регистрацию, со снятием отпечатков пальцев, для занесения в иммиграционные и полицейские базы данных Шенгена и дальнейшем распределением – отправкой на рассмотрение запроса об убежище или возвратом на ранней стадии домой.
И, наконец, в-четвертых, Евросоюзу необходимо начинать полномасштабную войну с криминальными структурами, которые перевозят мигрантов. Без сомнений, реализовать это будет весьма сложно.
Таким образом, государства Европейского Союза столкнулись с беспрецедентной по своим масштабам и последствиям ситуацией с вынужденными мигрантами и беженцами. Мощный поток вынужденных беженцев обусловил коллапс миграционной политики и стал причиной многочисленных социально-политических проблем в странах Европейского Союза. Система Европы по предоставлению убежища столкнулась как с концептуальным вызовом, который подрывает фундамент ее существования, в том числе несостоятельностью идеи мультикультурализма, так и с техническими сложностями идентификации лиц, ищущих убежища. Данный кризис беженцев обозначил в Европе необходимость в изменениях как в социальной система, так и в политических структурах ЕС.