Эффективность государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России
Секция: Экономика
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Эффективность государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России
Начиная с конца 2000-х годов Россия взяла курс на улучшение ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). Вот уже на протяжении нескольких лет о необходимости развития данного сегмента экономики рассуждают не только представители региональной и федеральной органов государственной власти, но и сам президент страны.
Важно отметить, что именно глава государства способствовал началу развития поддержки малого и среднего бизнеса. Еще в 2010 г. Владимир Владимирович Путин постановил выделить на эти цели порядка 13 млрд руб., а также инициировал принятие ряда законопроектов, которые защищают субъектов МСП. Поэтому многие считают, что именно это событие является отправной точкой в реализации полноценных программ поддержки малого бизнеса в нашей стране.
Но прежде чем говорить об эффективности государственной поддержки данного сегмента экономики, необходимо отметить, что в России согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [1]. В данном законе также указаны критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства в России, 2018 г. [1]
Наименование критерия |
Микропредприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Численность работников |
Не более 15 человек |
Не более 100 человек |
Не более 250 человек |
Предельная величина дохода |
120 млн руб. |
800 млн руб. |
2 млрд руб. |
Доля участия других лиц в капитале |
Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме. Доля участия обычных юридических лиц (в т.ч. иностранных) не более 49% в сумме. Доля участия юридических лиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена. |
Как уже отмечалось ранее, в настоящее время в России весьма остро стоит вопрос об эффективности государственной поддержки МСП. И это в принципе неудивительно, так как представители данной сферы экономики имеют определенные преимущества по сравнению с крупным бизнесом. В первую очередь, малые предприятия специализируются на одном направлении научных разработок, а это, как правило, не требует больших организационных затрат и инвестиций. Именно поэтому государство играет не последнюю роль в формировании и развитии предпринимательской среды и экономики России в целом.
Об эффективности мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства можно судить по динамике их развития в нашей стране. Так, по данным рисунка 1 видно, что число малых предприятий больше, чем средних. На конец 2016 г. число малых предприятий составило 2 770 562 ед., а средних – 13 346 ед. Данная тенденция во многом связана с тем, что средним бизнесом заниматься сложнее. Налоги выше, внимания больше, а доходы хоть и увеличиваются, но не столь значительно.
Рисунок 1. Число предприятий на конец года за 2015-2016 гг., ед. [8]
Всем известно, что одной из основных функций, которую выполняет сфера малого и среднего предпринимательства, является предоставление рабочих мест населению, что способствует снижению уровня безработицы. По данным рисунка 2 мы видим отрицательную динамику среднесписочной численности работников как на малых предприятиях, так и на средних. Одной из причин снижения данного показателя может быть сокращение сотрудников на предприятиях или, например, неофициальное трудоустройство.
Рисунок 2. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) за 2015-2017 гг., тыс чел. [8]
Далее рассмотрим среднемесячную начисленную заработную плату работников, которая представлена на рисунке 3. Как на средних, так и на малых предприятиях среднемесячная заработная плата имеет положительную динамику. За 2016 г. заработная плата работников малых предприятий составила 21 546 руб., средних – 31 931 руб.
Рисунок 3. Среднемесячная начисленная заработная плата работников (без внешних совместителей) за 2015-2017 гг., руб. [8]
За исследуемый период оборот малых и средних предприятий имеет нестабильную динамику, и об этом свидетельствуют данные рисунка 4. Так за 2016 г. оборот малых предприятий составил 38 877 млрд руб., а средних – 7 590,4 млрд руб.
Рисунок 4. Оборот предприятий за 2015-2017 гг., млрд руб. [8]
В России в 2016 г. доля валовой добавленной стоимости малых и средних предприятий в ВВП составила лишь 21%, в то время как в экономически развитых странах приходится более половины ВВП. Такой значительный разрыв обусловлен историческими факторами: в России процесс формирование МСП начался только в конце 80-х годов прошлого столетия, тогда как в Европе малый бизнес в современном виде уже был сформирован в первой половине двадцатого века.
Таким образом, анализируя показатели, рассмотренные выше, мы можем сделать вывод о том, что сфера малого и среднего предпринимательства в России в целом набирает оборот в своем развитии. Однако, его уровень пока еще недостаточно высок в отличие от развитых европейских стран.
Как показывает зарубежный опыт эффективное развитие МСП может происходить только в условиях всесторонней, стабильной государственной поддержки, которая осуществляется в различных ее формах.
В нашей стране существуют специальные программы, которые направлены на поддержание субъектов МСП. Так вопросами федеральных программ малого и среднего бизнеса в России занимаются такие институты, как Министерство экономического развития, АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т.д.
Основные направления государственной поддержки, которая позволяет реализовать потенциальный эффект от развития малого и среднего предпринимательства, представлены в таблице 2.
В рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства была создана и реализована программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы, важнейшей целью которой является формирование и поддержание благоприятного финансового климата для ведения бизнеса. В рамках данной программы малое предпринимательство рассматривается, как важнейший элемент развития инновационной экономики. В целом для ее реализации государство специально выделит средства из федерального бюджета.
Таблица 2
Методы государственной поддержки института малого и среднего предпринимательства [3, С. 149]
Направления |
Пути реализации |
Финансовая поддержка |
формирование государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование малых и средних предприятий, субсидии налоговые и амортизационные льготы и т.д. |
Материально-техническая поддержка |
различные формы предоставления технологий и оборудования в аренду малого и среднего бизнеса, создание технопарков. бизнес-инкубаторов и т.д. |
Консультативная и информационная поддержка |
обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д. |
Создание рыночной инфраструктуры |
формирование локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых и средних фирм, рынков сбыта и т.д. |
Как видно по данным рисунка 5, наибольший объем ассигнований (132 650,7 млн руб.) было предусмотрено выделить в 2014 г. Но уже к 2020 г. объем бюджетных ассигнований значительно снизится и составит 106 711,3 млн руб.
Рисунок 5. Фактические и планируемые бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 гг., млн руб. [4]
Важно отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства в России имеют свою некоторую особенность, которая так или иначе сдерживает их динамичное развитие. Данной особенностью является рисковый характер. Риски МСП возникают в условиях неопределенности и зависят как от внутренних, так и от внешних факторов, к которым можно отнести:
- неустойчивость малого и среднего бизнеса;
- юридическая незащищенность МСП;
- политическая и социальная обстановка в стране;
- нестабильность и несовершенство нормативно-правовой законодательной базы;
- высокая налоговая нагрузка и т.д.
К вышеперечисленным факторам можно также добавить и ухудшение условий кредитования, повышение стоимости импортной продукции, низкий уровень рентабельности, высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса, жесткие условия аренды, отсутствия заинтересованности к малому бизнесу со стороны крупных и серьезных инвесторов, а также криминализация сферы малого бизнеса.
Таким образом, подводя итог, мы видим, что за последние годы в России наблюдается положительная динамика по некоторым показателям, характеризующих эффективность государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако к сожалению, уровень развития сферы малого и среднего бизнеса в России по сравнению с европейскими странами недостаточно высок. Это обусловлено тем, что российское предпринимательство имеет ряд своих особенностей, которые сдерживают его динамичное развитие. Поэтому государству необходимо более активно принимать участие в улучшении положения малых и средних предприятий, так как существующие механизмы поддержки работают недостаточно эффективно.