Государственная поддержка инновационных проектов в XXI веке на территории Российской Федерации
Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Государственная поддержка инновационных проектов в XXI веке на территории Российской Федерации
В XXI веке, веке информации и технологий, инновационный подход к организации деятельности предприятий и их инновационное развитие в целом можно назвать одними из самых актуальных тем цивилизованного общества. Между учеными не угасают споры, насколько инновационные методы должны быть глобальны, на каком уровне управления они должны быть созданы и применены на практике, чтобы достичь наивысшей эффективности [3].
Ведь, несомненно, главенствующая направленность деятельности страны на международных рынках – это укрепление конкурентоспособности на долгосрочный период развития. В свою очередь, достижение данной цели невозможно без внедрения инноваций и новшеств.
Национальная поддержка инновационных проектов должна быть закреплена законодательно и подтверждена нормативными актами.
Высшее руководство страны неоднократно подчеркивало, что инновационную деятельность можно смело включать в приоритетные аспекты государственной политики Российской Федерации на будущие периоды.
Государственная поддержка и поощрение инновационных проектов зависит от следующих структур современного общества:
1) макроэкономическая политика государства;
2) образовательные учреждения;
3) организации, выпускающие инновационные товары или предлагающие инновационные услуги;
4) наукоемкий рынок товаров, услуг и работ.
Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» закрепляет понятие поддержки инновационной деятельности со стороны государства. Кроме того, в законе РФ указаны возможные меры, которые применяются для обеспечения правовой и экономической целесообразности внедрения инноваций. Основной направленность политики государства по данному вопросы является улучшение функционирования всей экономики страны, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, услуг и работ.
Законодательная база закрепляет всеобщую доступность инновационной поддержки бизнеса, промышленности на всех уровнях управления. Государством оказывается публичная поддержка субъектов общества, оно гарантирует защиту интересов граждан страны и поощрение их инициативы.
На территории нашей страны участникам инновационной деятельности предлагаются не только налоговые и таможенные льготы, а также образовательные услуги, информационная поддержка и помощь в организации стабильного спроса на инновационные продукты.
Сегодня создано несколько институтов поддержки инновационного предпринимательства, одному из них хотелось бы уделить особое внимание – это государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», которая чуть позже, в 2011 году, путем реорганизации превратилась в АО «Роснано». На текущий момент времени АО «Роснано» представляет собой открытое акционерное общество, открыто поддерживающее политику государства в области развития наноиндустрии.
Данная компания активно инвестирует нанотехнологии в перспективные, инновационные проекты.
В собственности государства находится весь пакет акций акционерного общества «Роснано», также как и в ведение государства находится Фонд инфраструктурных и образовательных программ, который является следующим результатом реорганизации государственной компании.
Итоги деятельности данного учреждения поражают: инвестиционная поддержка позволила создать более 87 заводов и R&D центров в 30 регионах РФ. Нельзя забывать и о поддержке инфраструктурных проектов: нанотехнологических центров («ТехноСпарк», «Дубна», «Т-НАНО» и др.) и инжиниринговых компаний (PLD Инжиниринг, Центр аддитивных технологий, ИЦ «Газотурбинные технологии» и др.).
Следующим институтом сферы инновационной деятельности является Фонд содействия инновациям с полным названием Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Данная государственная некоммерческая организация была создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. Широкий охват территории страны поражает: 70 представителей рассматриваемого института по поддержке инновационной деятельности несут ответственность за разные субъекты РФ.
Представителем Фонда на территории Ленинградской области, в которой проживает автор статьи, является Соловейчик Кирилл Александрович, Научный руководитель Технопарка «Политехнический» от Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого [1], на официальном сайте Фонда содействия инновациям можно найти и все актуальные контактные данные законных представителей всех регионов страны. Ежегодно Фонд проводит различные Конгрессы и Форумы, в декабре 2017 года проводился Конгресс предприятий наноиндустрии (крупнейшая российская площадка для обсуждения развития предприятий, производящих нанотехнологическую продукцию), организатором которой выступило упомянутое выше АО «Роснано», также в декабре прошлого года подошла к концу Конференции – Финальные отборы по программе «УМНИК» (Отбор инновационных проектов в рамках программы «УМНИК» в формате региональных конференций), которая проводилась в рамках деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
В заключение изложенного материала хотелось бы сказать, что поддержка инновационных проектов на территории Российской Федерации возрастает с каждым годом, все большее количество новаторских проектов получают инвестиционную поддержку со стороны государства и государственных фондов. Эффективная система приоритетов инновационного развития позволит Российской Федерации создать идеальные условия для привлечения крупных отечественных и зарубежных инвесторов, а также для привлечения и успешных производителей, которые позволят поднять уровень государственной экономики.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок [1].