Образовательная среда как фактор риска нарушения психологической безопасности и формирования социальной тревожности учащихся техникумов
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Образовательная среда как фактор риска нарушения психологической безопасности и формирования социальной тревожности учащихся техникумов
В настоящее время проблема нарушения психологической безопасности в условиях различной образовательной среды сохраняет свою актуальность, поскольку образование является неотъемлемой и значительной частью жизненного пути, во многом определяющей личностное развитие и становление. Существует необходимость создания условий продуктивной самореализации и сохранения психического здоровья в процессе обучения.
Под понятием «безопасность» в исследованиях подразумевают защиту от внешних и внутренних факторов, представляющих угрозу для важнейших аспектов личности [1].
По определению Баевой И. А. психологическая безопасность представляет собой защищённость психики, целостность личности, сохранение душевого здоровья и духовности. Чтобы оказывать должное сопротивление негативным факторам и стрессогенным воздействиям, ставящим безопасность под угрозу, человек должен обладать определёнными личностными особенностями: адекватная оценка ситуации, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, уверенность в себе, навыки саморегуляции, самоорганизованность, критичность и т.д. [1].
Значительный вклад в осмысление проблемы психологической безопасности личности и образовательной среды внесли работы таких исследователей, как И.А. Баева, Я.А. Коменский, М.Р. Битянова, И. Я. Стоянова, Т. И. Колесникова и др. [1-2, 8].
Согласно мнению С. Д. Дерябо, образовательная среда — это «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных» [4].
Психологически безопасная образовательная среда характеризуется отсутствием проявления психологического насилия над учащимися, наличием условий, необходимых для самореализации, удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении, способствующих сохранению психического здоровья учащихся [1,3,8].
Во многих исследованиях была доказана связь образовательной среды и наличия факторов, приводящих к искажению личностного развития и нарушению психического здоровья, а также, в отдельных случаях, к склонности к антивитальным проявлениям [1-2, 7-8].
В условиях образовательной среды молодые люди могут столкнуться с различными проблемами, которые могут привести к социальной тревоге. В силу особенностей юношеского возрастного периода, включая неустойчивость становления личностной идентификации, им свойственна повышенная вероятность возникновения данного состояния и подверженность воздействию неблагоприятных факторов, связанных с процессом обучения. Неблагоприятные воздействия могут проявляться в виде трудных ситуаций в сфере межличностного общения (с сокурсниками, преподавателями), следствием которых могут стать конфликты со своим социальным окружением, чувство незащищенности и непонимания со стороны окружающих, а также психологическое насилие в виде унижения, недоброжелательного отношения и затруднение развития. Кроме того, большое значение имеет ситуация оценивания в процессе образования, которая снижает психологическую безопасность. Совокупное воздействие угрожающих факторов может приводить к формированию различных неблагоприятных психологических проявлений, включая социальную тревожность и социофобию [3-4, 5,7].
Социальную тревожность принято определять, как тревожность, возникающую в условиях социального взаимодействия различно рода. Под социофобией подразумевается страх испытать внимание со стороны окружающих, сопровождающийся стремлением избежать данных ситуаций [4].
Важным и социально значимым является выявление характеристик, приводящих к сохранению или нарушению психологической безопасности учащихся в образовательной среде, в качестве которых могут выступать: наличие способности проявлять и удовлетворять базовые психологические потребности, тип социальной тревоги, выраженность отдельных аспектов проявления страха оценивания в разных ситуациях.
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между такими психологическими характеристиками, как выраженность проявлений социальной тревоги - выраженность отдельных аспектов проявления страха оценивания в разных ситуациях и восприятие психологической безопасности образовательной среды. Выборка: 35 студентов техникумов в возрасте 16-17 лет. Методы исследования: анкета-опросник «Психологическая безопасность образовательной среды» (Баева И.А.); опросник социальной тревоги и социофобии (ОСТиСФ), разработанный Сагалаковой О.А., Труевцевым Д.В. [6]
Полученные данные были обработаны с помощью корреляционного анализа с использованием критерия Пирсона. В результате исследования нами была выявлена статистически значимая отрицательная корреляция между шкалами опросников психологической диагностики безопасности образовательной среды и ОСТиСФ: шкала «насколько учащихся в школе/училище/вузе удовлетворяет возможность высказать свою точку зрения» со шкалой «тревога при инициативе» (R = -0,412; p = 0,015); шкала «уважение со стороны сокурсников» со шкалой «тревога при инициативе» (R = -0,435; p = 0,009); шкала «возможность свободно высказывать свою точку зрения в школе/училище/вузе» со шкалой «тревога при инициативе» (R = -0,365; p = 0,031).
Таблица 1.
Корреляционный анализ шкал опросников психологической диагностики безопасности образовательной среды и социальной тревоги и социофобии
Полученные значения свидетельствуют о том, что повышению тревожности при инициативе сопутствует снижение возможности свободно выражать свою точку зрения, а также снижение того, насколько учащихся устраивает данная возможность. Существует значительная вероятность возникновения тревоги и психологического дискомфорта в ситуациях, когда студент не может быть уверен в том, что его точка зрения ценна и значима в данном образовательном пространстве, и будет благоприятно воспринята. Убеждённость в негативном оценивании себя окружающими может провоцировать избегание подобных ситуаций в будущем.
В свою очередь, снижению тревоги при инициативе способствует повышение уважения со стороны однокурсников. В данном случае у учащегося возрастает чувство психологической безопасности образовательной среды. На пути нет препятствий для того, чтобы можно было проявить инициативу и не бояться за последствия. Подобные межличностные отношения убеждают человека в отсутствии опасности, что предоставляет возможность удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении. Это способствует возникновению чувства причастности к среде, обеспечивающего психическое здоровье, включенных в неё участников.
Выводы. Таким образом, были обнаружены значимые психологические характеристики, которые могут способствовать нарушению психологической безопасности учащихся: к доминирующему типу социальной тревоги в ситуации оценивания - тревожности при инициативе, может приводить невозможность высказывать свою точку зрения в образовательной среде. Данный тип тревоги может способствовать восприятию образовательного пространства как психологически небезопасного, препятствуя развитию личности в процессе обучения. Также существует вероятность возникновения психологического напряжения, которое приносит субъективная непредсказуемость ситуации и потенциальная насыщенность общения критикой. Что, в свою очередь, способствует выраженной склонности к неприятию проявления инициативы в ситуациях взаимодействия с незнакомыми людьми и убеждению о негативном отношении окружающих. Таким образом, тревожность при инициативе может затруднять успешную самореализацию личности и подвергать угрозе психическое здоровье учащихся.