Позитивные и негативные аспекты образа жизни и здоровья студентов
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Позитивные и негативные аспекты образа жизни и здоровья студентов
Здоровье и здоровый образ жизни играют важную роль в будущей самореализации молодых людей, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению. Однако студенты не воспринимают свое здоровье как хороший вклад в будущее, которое нужно беречь и развивать, что бы в грядущем времени он принес свои плоды. По результатам социологических исследований, молодые люди не принимают надлежащих мер к сохранению и приращению этого вклада, но твердо ставят здоровье на первое место среди других жизненных ценностей и приоритетов.
Значительную часть студентов составляют люди в возрасте 17-25 лет. Физиологическое развитие у студентов 1-2 курсов еще не полностью завершается. У 10% девушек и 25% юношей в возрасте 18 лет рост тела в длину еще не завершен; нарастание мышичной силы и массы тела у большинства студентов завершается к 19–20 годам. Многие студенты (до 60%) живут отдельно от родителей в общежитиях, что вынуждает их реформировать жизненные стереотипы. Еще большее напряжение чувствует сельская молодежь, которая не только изменяет все условия деятельности, но и режим и обстановку жизни. Студент должен стараться успешно выполнять учебную, общественную и производственную работу, а так же уметь адаптироваться к новому месту и условиям обучения. Адаптация к новым условиям проходит в 3 этапа [1]:
I этап – 1, 2 курсы. Является самым трудный, так как студенты сдавали выпускные и вступительные экзамены, часто без летнего отдыха.
II этап – 3 курс. Период полной адаптации к новым условиям.
Из-за таких фаторов как создание семьи или совмещение работы с учебой нагрузка на старших курсах возрастает. Заболеваемость студентов в существенной мере отображает воздействие производственной деятельности и условий жизни на организм.
На здоровье студентов в период учебы влияют множество факторов, которые условно можно разделить на 2 группы [2]. Первая группа – это объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (длительность учебного дня, нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями, условия в аудиториях и т.д.). Вторая группа факторов – субъективные, личностные характеристики (правильное питание, активный образ жизни, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.).
Изучать здоровье студентов начали еще в 20-е годы прошлого столения. Неблагоприятные условия жизни, ограниченное разнообразие питания влекли за собой высокую заболеваемость студентов. В те года были наиболее распространены туберкулез легких (до 18%), ревматические заболевания сердца (30%), малокровие (10 – 65%), неврастения (10 – 28%), малярия. У 30% студентов были замечены существенные отклонения в физическом развитии. Так, из всей страны в 1925г. годным к строевой службе оказались лишь 60% студентов – мужчин [3].
Первое место среди студентов занимают функциональные заболевания нервной системы, кариоз зубов, хронические воспалительные заболевания ЛОР органов, миопия, гипертоническая болезнь, заболевания органов пищеварения. Первые признаки заболеваний возникают еще в школе, что связано с перенагруженной школьной программой. С течением времени увеличивается число абитуриентов с теми или иными нарушениями здоровья. За весь период обучения студентов различных институтов отмечались функциональные нарушения нервной системы на различных курсах (неврастенические, астеновегетативные синдромы, вегетодисфункции и вегетоневрозы) в 30 – 56,6% случаев [4]. Количество заболеющих среди девушек и юношей примерно одинакова. У большенства студентов были замечаны незначительные заболевания, которые не особо отражались на состояние здоровья. Отдых или амбулаторное лечение способствовали уменьшению невротических жалоб. В большинстве случаев эти заболевания отмечались у студентов 1-2 курсов и у старшеклассников. Самая низкая заболеваемость была у 3 курсов. 80% студентов страдали кариесом зубов. Хронические воспалительные заболевания ЛОРорганов не превышали средних показателей у населения в целом. К концу обучения заболеваемость понижалась в результате тонзилэктомий. Тревожное состояние среди студентов имеет близорукость (более 30%), а так же возрастает количество студентов с гипертензией и гипертонической болезнью. Гипертония отмечалось у 12 – 19% различных курсов, что сыграло роль в адаптации студентов к учебной деятельности. Гипертензия у молодых людей регистрировалась в 2,5 раза чаще, чем у девушек. Ближе к 4 курсу заболеваемость не увеличилась, но у 60% студентов отмечалось изменение глазного дна, что подтверждает развитие гипертонической болезни. Заболевания органов пищеварения нарастали в зависимости от перехода от курса к курсу. Эти заболевания были незначительны и пропадали при переходе на правильное питания.
Нами было проведено анкетирование среди студентов архитектурно-строительного университета, в ходе которого мы выяснили, как они оценивают своё состояние здоровья и какие меры принимают для его поддержания.
Итоги опроса отображены на рисунке 1 (рис. 1).
Рисунок 1. Оценка собственного здоровья, %
По результатам оценок собственного здоровья у студентов остаются серьезные проблемы. Первое место среди этих проблем занимают усталость (отметили 50% студентов), недомогания в лёгкой форме (26%), подавленное психологическое состояние (25%), головные боли (18%). Уровень простудных заболеваний (21%), заболеваний сердечно-сосудистой (14%) и пищеварительной системы (14%) не сбавляют свои масштабы уже долгий период.
Установлено, что вредных привычек (алкогольная, никотиновая зависимость) не имеют 92% опрошенных студентов. Больше половины (51,9%) из них считают своё питание разнообразным и регулярным.
Результаты мероприятий по улучшению здоровья отражены на рисунке 2 (рис. 2).
Рисунок 2. Меры по улучшению здоровья студентов
Итоги исследований показывают, что большинство студентов неравнодушны к состоянию своего здоровья и заинтересованы вести здоровый образ жизни. Среди мер по поддержанию и улучшению собственного здоровья наравне с мерами, которые не требуют от студентов особых усилий (прием витаминов и времяпровождение на свежем воздухе), первое место выходят занятия физической культурой и спортом. Менее 30% студентов могут придерживаться регулярного и полноценного режима питания. Студенты, имеющие проблемы с органами пищеварения, чаще других стараются придерживаться диеты.
Курение и употребление спиртных напитков имеют большую популярность среди студентов. Большая часть опрошенных курильщиков заявляют, что выкуривают не больше половины пачки сигарет в день (70% курильщиков), а 30% выкуривает пачку и больше. Стало быть, сравнительно большее количество студентов имеют серьезную никотиновую зависимость [5].
Значительная часть студентов употребляют спиртные напитки. Тревожное состояние у 13% студентов, которые употребляют алкоголь более одного раза в неделю. Количество выпивающих ежедневно составляет 1%. Такое употребление крепких спиртных напитков молодыми людьми может привести к алкогольной зависимости [6].
По данным опроса, отображенного на рисунке 3 (рис. 3), студенты предпочитают пить пиво, игристое вино и вино.
Рис. 3. График часто употребляемых спиртных напитков среди студентов
Важнейшими запросами здорового образа жизни являются: физическая активность, правильное питание, комфортные условия труда (учебы) и быта, рациональный распорядок труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, применение разнообразных средств для улучшения и поддержания здоровья. Большинство этих запросов имеет субъективный характер, и их выполнение зависит только от самого человека. Проблема здорового образа жизни студентов НГАСУ является актуальной в любое время, в студенческой среде чувствуется нехватка знаний на эту тему, и многие из них испытывают нужду в получении соответствующих знаний. Настоящую помощь может оказать организация целевых программ, обращенных на информирование студентов об этой проблеме, укрепление здоровья студентов и организацию здорового образа жизни. Создание таких программ может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в университете.