К вопросу о феномене селфи в психологической науке
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К вопросу о феномене селфи в психологической науке
«Начался XXI век, но вместо обещанного футурологами необычайного прогресса во всех сферах человеческого бытия мы наблюдаем глобальное помутнение умов и поворот к дремучему мракобесию» [7] – эта цитата принадлежит А.А. Зиновьеву, философу, социологу, публицисту. Она отражает проблему не только России, но и всего современного мира, который с каждым десятилетием кардинально меняется. Наступившая индустриальная эпоха, развитие техники, появление интернета привели к изменению в мировоззрении, образе жизни, культуре и быте человека. Появление принципиально новых средств связи вызвало бурное развитие в индустрии социальных сетей, позволяющих делиться разного рода файлами. Проблема селфи, затронутая нами, является продуктом развития виртуальных площадок общения. Актуальность данной проблемы обусловлена особенностями времени. Психологи доказывают, что селфи – это проявление эгоцентризма и эксгибиционизма. В статье мы рассмотрим феномен селфи в психологии, отметим его положительные и отрицательные стороны.
Обратимся к семантике понятия «селфи». Английское слово «selfie» пришедшее к нам из Австралии только в 2002 году, произошло от слова «self» («сам себя»). Оно рассматривается в Оксфордском словаре как «фотография самого себя, сделанная, как правило, при помощи смартфона или вебкамеры и распространенная при помощи социальных сетей» [5]. В лексическом словаре «Merriam-Webster» это понятие трактуется как «фотография самого себя, сделанная с помощью цифровой камеры в основном для распространения в социальных сетях» [1].
Изучив множество источников, можно найти сведения о предполагаемом первом селфи, которое было сделано в 1839 году Робертом Корнелиусом. Фотография была сделана при помощи техники дагеротипа и многие спорят - можно ли назвать данную работу «селфи». Также можно выделить фото дочери Николая II - Анастасии, а также фото неизвестной женщины 1900 года в отражении зеркала, автопортрет 1920 года на крыше Монро на 5-ой авеню, сделанный пятью фотографами [2]. Тогда данная картина на улицах США казалась людям странной. Но сейчас мы не удивимся, если увидим селфи политических деятелей, звезд шоу-бизнеса с мероприятий мирового значения.
Сегодня селфи - это не только автопортрет: у него появилось множество подвидов. Например, лифтолук - снимок, сделанный при помощи зеркала в лифте; басселфи - фото в ванной; релфи (от англ. - Relationship selfie) - фотография с любимым человеком; фелфи (Farmer selfie) - селфи с любимыми питомцами и т.д.
Последние 10 лет феномен селфи стремительно развивается. Войдя в словарь в 2002 году, уже в 2013 это слово стало самым популярным в английском языке. Сейчас оно крепко вошло в обиход людей всех возрастов и привлекло внимание психологов всего мира, которые отслеживают современную тенденцию. Изучением данного вопроса занимались Пегги Дрекслер, Эка Кадагидзе, Анна Сухова, Анна Бокова, Татьяна Осипова и др.
Доктор философии, психолог-исследователь, доцент психологии в Медицинском колледже Вейла Корнельского университета Пегги Дрекслер, изучив примеры публикаций любителей селфи, написала статью об одной из цели автопортретов - самореализации и поднятии самооценки. Психолог отмечает, что большинство людей делают селфи, чтобы чувствовать себя более уверенными, кто-то выражает себя и свой стиль. П. Дрекслер указывает на связь числа фотографий с наличием психологических проблем у человека [2].
По мнению психолога, гештальт-терапевта Эки Кадагидзе, создание селфи обусловлено стремлением приукрасить свою действительность перед самим собой и окружающими, а также передать информацию. Рассматривая селфи как способ общения, психолог обращает внимание на наличие более или менее конкретного адресата у каждого поста в социальной сети. Э. Кадагидзе – выделяет одно из проявлений психологических нарушений, как следствие селфита - неспособность или трудности реального общения, неумение выражать чувства и переживания.
Психолог, коуч, специалист по НЛП Анна Сухова говорит: «Мы все стараемся играть некие, выгодные нам роли…». Селфи рассматривается ею как средство для создания нужного впечатления и самопрезентации. А. Сухова говорит, что к селфи склоны люди с тенденцией к самолюбованию. Психолог отмечает, что экстраверты – люди, ориентированные на внешний мир и зависимые от чужого мнения, составляют большую часть создателей селфи.
По мнению Анны Боковой, психолога, гештальт-терапевта, запечатление всех деталей жизни свидетельствует о нарушении самоидентификации - отсутствии собственной уникальности и неповторимости. Положительной стороной психолог считает возможность использования селфи в качестве средства саморазвития и самопознания [4].
В России изучение селфи не проводится. Но главный психиатр г. Москвы Борис Цыганков заявил, что интернет-зависимость, в том числе зависимость от селфи, планируется включить в список психических расстройств в соответствии с новой международной классификацией болезней.
Со стороны и зарубежных, и отечественных психологов явление селфи служит положительным атрибутом в жизни человека до тех пор, пока необходимость в нем не перерастает другие потребности, а мысль о селфи не становится навящевой. Положительными функциями селфи являются: общение, самопрезентация, самореализация и т.д. Соответственно, к отрицательным относят: неспособность выражать мысли и чувства в реальном мире, нарушение самоидентификации, зависимость от чужого мнения. Существует целый поток интернет-публикаций, связанных с селфи – снимки, шутки, фильмы. Все они формируют культурный пласт, новый тип мышления
Селфи в 21 веке стало частью культуры, молодежь воспринимает его как жанр фото, который не может быть симптомом для какого-либо диагноза человека, но может быть симптомом для определения современной культуры и социума. Для современной молодежи типична визуальная коммуникация, сама презентация и взаимодействие с членами виртуального сообщества. Это способ показать свои индивидуальные и личностные особенности, поднять социальный статус автора [6].
Селфи стало обычным явлением в повседневной жизни каждого человека. Отрицательность или положительность феномена зависит от характера, количества и целей фотографий. На постсоветском пространстве часть психологов рассматривают селфи как аддиктивное поведение, т.е. такие действия, мешают личностному и социальному развитию человека. Но при этом мода на селфи не уходит, и тенденция продолжает расти. Можно прийти к выводу, что использовать селфи во благо можно, не делая из себя заложника фронтальной камеры, а используя фото как ресурс для открытия новых знаний о себе и мире.