Проблемы формирования позитивной Я-концепции у студентов
Конференция: XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблемы формирования позитивной Я-концепции у студентов
Аннотация. Формируя позитивную я-концепцию у студентов, психолог акцентирует ряд веских моментов, придающих особую значимость феномену и создает ресурсы для индивида, стремящегося познать собственное «Я», выйти на путь уверенного развития студента как личности и будущего специалиста, а также как резерв поисковой деятельности молодого человека в изыскании ресурсов потенциала внутри личности. Обозначив пути формирования позитивной я-концепции у студентов, появляется возможность структурировать феномен и детализировать инструментарий и базу методов для изучения, развития, саморазвития и коррекции концепта. В статье рассмотрены проблемы формирования позитивной я-концепции у студентов.
Ключевые слова: Я-концепция, психология, студенты, эффективность, личность.
Проблема исследования заключается в том, что понимание Я-концепции связано с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и Я-концепцией.
Цель исследование выражается в выявлении существующих проблем формирования позитивной я-концепции у студентов.
Методы исследования: анализ научной литературы, метод синтеза, метод аналогий.
Результаты исследования и их результаты
Теоретические исследования проблемы Я-концепции позволяют выделить основные структурные компоненты позитивной Я-концепции, которые находят отражение в работах, И.С. Кона [1] и др. (рис. 1.)
Рисунок 1. Схема диспозиций к «Образу Я» (по И.С. Кону)
Современник настоящего дня И.С. Кон заметил, исследуя позитивную я-концепцию, отмечал о том, что и для проявлений дефиниции у студентов справедливо при изучении современных проблем вопроса перефразировать и адаптировать В.А. Ядова, высказавшегося о концепции как о системе иерархично упорядоченных диспозиций к «Образу Я» и получить структуру, прилежащие к фундаменту которой ярусы наполнены смутными установками, не вступающими в контакт с сознанием личности, которые психологи сопоставляют с уровнем «самоощущения» и позицией эмоционально-оценочного свойства в отношении собственной личности. Более высоко лежат ярусы, на которых зиждутся основы осознания и самооценки определенных критериев и характеристик, из которых формируется единство образа, интегрировавшего самооценки по частным позициям, а затем «образ Я» вносится в сформировавшуюся у студента ёмкую систему ценностей и целей, на которые ориентирована личность, раскрывшая целевые ориентиры бытия и ресурсов, опора на которые позволяет их достигнуть [2, с. 72].
Процесс формирования позитивной я-концепции у студентов происходит достаточно проблематично и уже предрасположен такими фундаментальными принципами психологи как онтогенетический характер развития, его структурированность и диалектичность, целостная природа и интегрирование индивидуальности. Например, онтогенетические начала создают базу для структурирования стадия реализации самосознания, в которых по стадиям реализуется создание феномена, начиная от формирования ощущений, оформления восприятия как базовых основ сознательного.
После индивид создает опыт, характеризующийся как собственный, личностный, субъективный, в котором преобразуются вереница увиденного, пережитого, прочувствованного, содеянного, в уникальное и целостное событие, начинающееся и заканчивающееся по персональному представлению индивида.
На следующем этапе оформляется категория самости, обозначаемой как «Я» студента, из которой как следственный и условный фактор проступает самосознание. Если личность студента достигла высших ступеней развития, индивид способен проявить такие действия как эффективное саморазвитие и разносторонняя самоактуализация.
В исследованиях А.В. Иващенко, B.C. Агапова, И.В. Барышникова изучаются проблемы и подчеркиваются свойства позитивной я-концепции у студентов как системно разворачивающейся совокупности процессов и явлений, когда студент, самоактуализуя личностное начало, использует формат позитивного отношения к собственной персоне [3, с. 19].
Рисунок 2. Модель позитивной Я-концепции личности студента
Ось, на которой происходит генезис самосознания, представлен такой составляющей как самость личности студента. К настоящему дню в отношении разносторонних вопросов о формировании позитивной я-концепции у студентов рассматривается множество ракурсов проблемы и предполагается, что феномен производен и вторичен к самости, которой обладает персона. Отличия между Я-самостью и Я-концепцией кардинальны и коренятся в представленности индивида. Следовательно, как феномен я-концепция студентов проявляет разнотипные природу и соотносится с персональными чертами личности [3, с. 29].
Используя концепт структурности, возможно акцентуировать в составе компонента отдельные блоки проблемности:
- Самопознание – личность приходит к созданию феномена Я-понимания, в котором проявляется когнитивный ракурс. Это подразумевает вовлечение персоны в описание свойств собственной личности, когда студент формирует устный, умозрительный или письменный образ внешнего облика, характеристик, роли в социальной среде, содержательного ракурса мнения и позиции к самому себе, а также формирует предположение о наработанных компетенциях. Существенно, что аналитический функционал самопознания понимается как обязательная фракция для индивида, психическое здоровье которого оптимизируется психотерапевтическими методиками [4].
- Самоотношение – студент формирует Я-отношение, используя такие ресурсы как элементы эмоционально-оценочной деятельности, давая характеристику личностной сферы как в целом, так и по отдельности, чтобы выразить мнение о поступках, качествах, навыках, а также приобрести самооценку в конкретной отрасли.
- Саморегуляция проявляется на уровне Я-поведения, когда студент актуализирует поведенческие ракурсы Я-концепта и отмечает на соотношение поведения и его проявлений в связи с собственным мнением, а также с запросами социальной среды, моральных установок, стыда.
Используя целостный подход как средство детализации содержательного компонента позитивной Я- концепции студента, следует отделить от его самопознания отдельные составляющие, такие как умение понять и принять собственные цели и идеалы, интересоваться ими и наблюдать за их реализацией, умение емко и полно рефлексировать и самоанализировать ситуацию.
Для блока самоотношения неотъемлемыми фракциями понимают такие качества как уважение к собственной персоне, доверие и уверенность в достижении поставленной цели, притязания на адекватном уровне запросов, справедливость самооценочных суждений. Для ракурса поведенческого проявления феномена типичны такие условия как строгость самовоспитательного воздействия, стойкость ориентира самопреобразоваться, стабильный и многофакторный самоконтроль, компетентность в психологическом секторе, стабильность в эмоциональной сфере, чёткая личностная доминанта мотива по достижению успеха.
Упорядочив и интегрировав обозначенные положения, отметим, что формирование позитивной я-концепции у студентов представляется для современного научного сообщества вопросом проблематичным, так как ученые понимают концепт как реализацию процесса, в итоге которого индивид формирует компетенции эффективной социальной коммуникации, персонализирует позицию к учебе, труду и будущей специальности, самоактуализируя плоскость личностного пространства.
Говоря о сути самоактуализации как о проблемной психологической дефиниции оптимально опираться на мнения А.В. Иващенко, B.C. Агапова, И.В.Барышниковой, так как данными исследователями предположение о современном видении характеристик Я-концепции самоактуализирующейся личности раскрыто наиболее ёмко. Авторы обозначают идею как реализацию сущностного начала, создание системы ценностей для отношения к собственной личности и позиции окружающих, умение идти к цели или расти как личность самозабвенно и полно, возможность осознать внутренний мир как единый, подавив множественность его ракурсов и изучая требования сущностного начала личности, умение держать ответ за выбор, слова и действия, честно и мужественно трудиться, провоцируя проявления собственного потенциала [3, с. 20].
Особенно интересным полагаем видение проблемы дефиниции самоактуализации, озвученной автором Г.В. Гребеньковым. Мнение исследователя состоит в том, что феномен обозначается исключительно как длящийся во времени процесс личностного саморазвития, в ходе которого студент активизирует присутствующие потенциальные возможности, стремится проявить себя в учебе и профессиональной ориентации, чтобы не прекращать роста личностной сферы и ее самосовершенствования. Следовательно, студент обретает содержательные ориентиры бытия, воспринимает как цели позитивные ценности и креативно проявляет богатство внутреннего мира в социальной среде [4].
Выводы
Резюмируем, что проблематичность формирования позитивной я-концепции у студентов, формирующейся в годы учебы в вузе, состоит в том, что дефиниция приобретает огромную по значимости роль эталона, вдохновляющего личность на становление и совершенствование качеств и параметров.
Заключение
В настоящей работе подан ёмкий и глубокий анализ проблем формирования позитивной я-концепции у студентов как интегрированного процесса, когда студент начинает работу с базисом генетического уровня и достигает вершин креативного владения профессиональным мастерством. Обозначенный механизм создает возможность идентифицировать индикаторы по содержательным параметрам Я-концепции, отображающем темпы и динамику становления личностного феномена.
Структурно для проблемы и ее решения в итоге оптимальной реализации позитивной я-концепции у студентов включены блоки-приоритеты, опора на которые дает мощный фундамент для исследователя феномена у студентов высшей школы, нацеленного уяснить насыщенность психологического микроклимата уникальными факторами и инструментами развития позитивной Я- концепции в процессе прикладной реализации вопроса, а не только исключительно на базе теоретических предпосылок.