Ценностные ориентации подростков
Конференция: XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Ценностные ориентации подростков
Актуальность исследования ценностных ориентаций подростков обусловлена как минимум двумя причинами.
Во-первых, подростковый возраст связан с формированием и развитием ценностных ориентаций, именно в этом возрасте ценностно-смысловая сфера расширяется, углубляется и вбирает все то, что важно уже для самого подростка, а не для его окружения.
Во-вторых, изменения, происходящие во всех сферах жизни, перестройка ценностей всего общества, накладывает отпечаток на ценности подростков, как самой подверженной изменениям категории.
В связи с актуальностью проблематики, одной из задач нашего исследования стало изучить ценностные ориентации подростков. Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в проявлении ценностных ориентаций у младших и старших подростков. Мы сформировали две выборки – младшие подростки в возрасте 12-13 лет (40 человек) и старшие подростки в возрасте 14-15 лет (30 человек).
С помощью программы Statistica 10.0 нами были произведены расчёты, направленные на выявление различий. Критические значения для данного количества испытуемых: 403 (р≤0.01) и 460 (р≤0.05).
Результаты расчетов, позволяющих выявить различий в ценностях младших и старших подростков по методике исследования смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева представим в таблице 1. В результате подсчетов нами выявлены различия по показателям «Результат» (р=0.01) и «Локус контроля – Я» (р=0.01). Старшие подростки в большей степени заинтересованы в результате собственной жизни, они выше ценят тот отрезок жизни, который уже прожит, выше оценивают ее продуктивность, считают его осмысленным. Также старшие подростки в большей степени уверены, что могут выстроить собственную жизнь так, как им хочется, в соответствии со своими представлениями о том, как это должно быть.
Скорее всего это связано с тем, что старшие подростки уже обладают большей свободой. чаще могут проявлять свою самостоятельность.
Таблица 1.
Выявление различий в смысложизненных ориентациях младших и старших подростков
№ |
Показатели |
Младшие подростки (ср.балл) |
Старшие подростки (ср.балл) |
U-критерий Манна Уитни |
P – уровень стат. значимости |
1 |
Цели |
29.4 |
26.3 |
464.5 |
0.11 |
2 |
Процесс |
27.2 |
27.2 |
592.5 |
0.93 |
3 |
Результат |
23.8 |
28.5 |
380 |
0.01 |
4 |
ЛК Я |
19.0 |
23.2 |
365.5 |
0.01 |
5 |
ЛК Жизнь |
29.1 |
25.3 |
429.5 |
0.04 |
6 |
ОЖ |
96.0 |
94.8 |
529.5 |
0.41 |
Результаты расчетов, позволяющих выявить различий в ценностях младших и старших подростков по методике ценностных ориентаций личности М. Рокича представим в таблицах 2, 3. Сначала представим результаты по терминальным ценностям.
Таблица 2.
Выявление различий в терминальных ценностях младших и старших подростков
№ |
Показатели |
Младшие подростки (ср.балл) |
Старшие подростки (ср.балл) |
U-критерий Манна Уитни |
P – уровень стат. значимости |
1 |
Активная деятельная жизнь |
8.5 |
7.3 |
550 |
0.56 |
2 |
Жизненная мудрость |
9.4 |
6.9 |
423.5 |
0.04 |
3 |
Здоровье |
4.8 |
8.0 |
403.5 |
0.02 |
4 |
Интересная работа |
9.7 |
6.7 |
376.5 |
0.01 |
5 |
Красота природы и искусства |
12.8 |
10.4 |
429.5 |
0.04 |
6 |
Любовь |
5.9 |
8.1 |
445 |
0.07 |
7 |
Материально обеспеченная жизнь |
10.1 |
9.4 |
546.5 |
0.53 |
8 |
Наличие хороших и верных друзей |
7.0 |
7.3 |
572.5 |
0.75 |
9 |
Общественное призвание |
11.4 |
10.0 |
497.5 |
0.23 |
10 |
Познание |
11.8 |
10.4 |
495.5 |
0.22 |
11 |
Продуктивная жизнь |
11.7 |
12.0 |
570 |
0.73 |
12 |
Развитие |
10.0 |
10.3 |
564 |
0.67 |
13 |
Развлечения |
11.8 |
11.5 |
598 |
0.99 |
14 |
Свобода |
10.4 |
11.4 |
545.5 |
0.52 |
15 |
Счастливая семейная жизнь |
7.3 |
7.4 |
585 |
0.86 |
16 |
Счастье других |
12.8 |
10.5 |
468 |
0.12 |
17 |
Творчество |
12.0 |
12.7 |
563 |
0.66 |
18 |
Уверенность в себе |
8.4 |
10.4 |
454.5 |
0.09 |
В результате подсчетов нами выявлены различия по показателям «Жизненная мудрость» (р=0.04), «Здоровье» (0.02), «Интересная работа» (0.01) и «Красота природы и искусства» (р=0.04). Младшие подростки выше ставят такие терминальные ценности, как жизненная мудрость, интересная работа и красота искусства и природы.
Младшие подростки прислушиваются к мнению старших, ценят их мудрые советы, любят наслаждаться красивыми пейзажами, полагают, что работа должна быть интересной.
Старшие подростки выше ценят здоровье. Связано это может быть с растущим количеством заболеваний у людей в целом и у подростков в частности. В связи с чем здоровье достаточно высоко ценится.
Различий в инструментальны ценностях у младших и старших подростков нами обнаружено не было, что говорит о схожести представлений подростков о том, как необходимо добиваться целей.
Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в проявлении ценностных ориентаций у младших и старших подростков, нами подтверждена. Старшие подростки в большей степени заинтересованы в результате собственной жизни, они выше ценят тот отрезок жизни, который уже прожит, выше оценивают ее продуктивность, считают его осмысленным.
Также старшие подростки в большей степени уверены, что могут выстроить собственную жизнь так, как им хочется, в соответствии со своими представлениями о том, как это должно быть. Скорее всего это связано с тем, что старшие подростки уже обладают большей свободой. чаще могут проявлять свою самостоятельность. Старшие подростки выше ценят здоровье.
Связано это может быть с растущим количеством заболеваний у людей в целом и у подростков в частности. В связи с чем здоровье достаточно высоко ценится. Младшие подростки выше ставят такие терминальные ценности, как жизненная мудрость, интересная работа и красота искусства и природы. Младшие подростки прислушиваются к мнению старших, ценят их мудрые советы, любят наслаждаться красивыми пейзажами, полагают, что работа должна быть интересной.
Понимание того, какие ценностные ориентации преобладают и являются значимыми для разных периодов подросткового возраста, позволит с учетом этого адекватно выстраивать профилактическую, развивающую и коррекционную работу. Это обуславливается тем, что ценностные ориентации являются базовыми личностными характеристиками, на которые надстраиваются другие элементы.