Проблема социального познания в психологической науке
Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблема социального познания в психологической науке
Проблема социального познания рассматривалась не всеми ведущими направлениями в психологии.
В когнитивистском направлении были предприняты попытки рассмотрения проблемы познания человека человеком. Мотивация познания человека человеком рассматривалась в процессе межличностного познания, который выступал основным регулятором поведения человека в социуме.
Процесс познания стал рассматриваться через процесс восприятия человека человеком. Немаловажной проблемой в психологии остаётся вопрос о том, кто же именно является субъектом познания.
Субъектом познания может выступать как индивид, так и группа. Например, познание и перцепция индивида по отношению к руководителю и по отношению к коллективу компании.
Ключевой теорией межличностного познания выступает теория Ф.Хайдера « теория структурного баланса». Теория делает акцент на проблеме восприятия человека человеком.
Наблюдая и изучая поведение других людей, человек пытается выявить для себя причины такого поведения.
В связи с ограниченностью информации о субъекте, человек склонен сам формулировать возможные причины, оказывающие влияние на отношение к этому субъекту. Теория строится на модели когнитивного поля, в котором выступают два типа отношений между объектами: отношения оценки и отношения принадлежности.
Немаловажный вклад в изучение социального познания внесли Ч.Осгуд и П. Танненбаум. Они сделали попытку предсказать изменение отношения личности под влиянием стремления установить соответствие внутри когнитивной структуры не только к одному субъекту, но и к нескольким.
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера рассматривается как одна из теорий соответствия. Регулятором поведения индивида является результат межличностного познания.
Существует согласованность между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает. Была предпринята попытка рассмотреть познание человека человеком через когнитивную структуру познающего, то есть через представление о внутренних характеристиках объекта познания. И через реальное поведение познаваемого, то есть через внешние поведенческие характеристики субъекта познания.
Р.Крачфилд, Д.Креч в результате своих исследований выдвинули гипотезу о формировании смысловых систем», которые формируются в результате познания. Их как раз таки и можно рассматривать, как «образ человека у человека», а элементы, составляющие его, как элементы содержания этого образа. Они допускают, что образ человека у человека можно рассмотреть как фактор, который является регулятором, вырабатывающим какие-либо определенные формы поведения у познающего к познаваемому.
В контексте концепции Дж.Брунера включено понятие «перцептивная защита», которая рассматривается в качестве попытки оградить самого себя от восприятия черт, травмирующих его. Речь идёт об игнорировании каких-то черт другого человека познающим. Феномен перцептивной защиты можно расценивать как особенный внутренний фактор, характеризующий познание человека человеком.
К. Изард и А.Шиффентбауэр обосновывали зависимость перцепции от эмоционального состояния субъекта. Внутреннее эмоциональное состояние субъекта рассматривалось, как внутренний фактор, характеризующий понимание личности познаваемого.
В исследованиях М.Лернера рассмотрен феномен «веры в справедливый мир» в познании человека человеком.
Концепция Г.Келли основывается на положении о том, что у каждого человека существует схема причинности, на которую он опирается в случае обобщения причин поведения другого человека.
Э.Кентрил, В.Ительсон, Ф. Килпатрик являлись представителями транзактной психологии и обращались к проблеме познания человека человеком через общепсихологические закономерности перцепции.
Процесс познания мира, а также другого человека рассматривается как формирование устойчивых, стереотипных «положений», которое возможно только в ситуации взаимодействия. Образ человека у человека является результатом межличностного познания. Образ конкретного человека может заранее обладать стереотипами и определенными установками.
Прошлый опыт человека воспринимается как внутренний фактор формирования образа и представлений о другом человеке.
Опираясь на труды зарубежных психологов можно сделать вывод о том, что проблема социального познания и реальных действий личности встает наиболее остро при изучении деятельности группы и когнитивных структур.
Проблема кроется в реализации полученных знаний социальной психологии на практике, то есть в реальном действии индивида и групп.