Статья:

Проблема социального познания в психологической науке

Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Иванова У.В. Проблема социального познания в психологической науке // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(92). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(92).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема социального познания в психологической науке

Иванова Ульяна Вадимовна
магистрант, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток
Маркова Оксана Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток

 

Проблема социального познания рассматривалась не всеми ведущими направлениями в психологии.

В когнитивистском направлении были предприняты попытки рассмотрения проблемы познания человека человеком.  Мотивация познания человека человеком рассматривалась  в процессе межличностного познания, который выступал основным регулятором поведения человека в социуме.

Процесс познания стал рассматриваться через процесс восприятия человека человеком. Немаловажной проблемой в психологии остаётся вопрос о том, кто же именно является субъектом познания.

Субъектом познания может выступать как индивид, так и группа. Например, познание и перцепция индивида по отношению к руководителю и по отношению к коллективу компании.

Ключевой теорией межличностного познания выступает теория Ф.Хайдера « теория структурного баланса». Теория делает акцент на проблеме восприятия человека человеком.

Наблюдая и изучая поведение других людей, человек пытается выявить для себя причины такого поведения.

В связи с ограниченностью информации о субъекте, человек склонен сам формулировать возможные причины, оказывающие влияние на отношение к этому субъекту. Теория строится на модели когнитивного поля, в котором выступают два типа отношений между объектами: отношения оценки и отношения принадлежности.

Немаловажный вклад в изучение социального познания внесли Ч.Осгуд и  П. Танненбаум. Они сделали попытку предсказать изменение отношения личности под влиянием стремления установить соответствие внутри когнитивной структуры не  только к  одному субъекту, но и к нескольким.

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера рассматривается как одна из теорий соответствия. Регулятором поведения индивида является результат межличностного познания.

Существует согласованность между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает. Была предпринята попытка рассмотреть познание человека человеком через когнитивную структуру познающего, то есть через представление о внутренних характеристиках объекта познания. И через реальное поведение познаваемого, то есть через внешние поведенческие характеристики субъекта познания.

Р.Крачфилд, Д.Креч в результате своих исследований выдвинули гипотезу о формировании смысловых систем», которые формируются в результате познания. Их как раз таки и можно рассматривать, как «образ человека у человека», а элементы, составляющие его, как элементы содержания этого образа. Они допускают, что образ человека у человека можно рассмотреть как фактор, который является регулятором, вырабатывающим какие-либо определенные формы поведения у познающего к познаваемому.

В контексте концепции Дж.Брунера включено понятие «перцептивная защита», которая рассматривается в качестве попытки оградить самого себя от восприятия черт, травмирующих его. Речь идёт об игнорировании каких-то черт другого человека познающим. Феномен перцептивной защиты можно расценивать как особенный внутренний фактор, характеризующий познание человека человеком.

К. Изард и А.Шиффентбауэр обосновывали зависимость перцепции от эмоционального состояния субъекта.  Внутреннее эмоциональное состояние субъекта рассматривалось, как внутренний фактор, характеризующий понимание личности познаваемого.

В исследованиях М.Лернера рассмотрен феномен «веры в справедливый мир» в познании человека человеком.

Концепция Г.Келли основывается на положении о том, что у каждого человека существует схема причинности, на которую он опирается в случае обобщения причин поведения другого человека.

Э.Кентрил, В.Ительсон, Ф. Килпатрик являлись представителями транзактной психологии и обращались к проблеме познания человека человеком через общепсихологические закономерности перцепции.

Процесс познания мира, а также  другого человека рассматривается как формирование устойчивых, стереотипных «положений», которое возможно только в ситуации взаимодействия. Образ человека у человека является результатом межличностного познания. Образ конкретного человека может заранее обладать стереотипами и определенными установками.

Прошлый опыт человека воспринимается как внутренний фактор формирования образа и представлений о другом человеке.

Опираясь на труды зарубежных психологов можно сделать вывод о том, что проблема социального познания и реальных действий личности встает наиболее остро при изучении деятельности группы и когнитивных структур.

Проблема кроется в реализации полученных знаний социальной психологии на практике, то есть в реальном действии индивида и групп.

 

Список литературы:
1. Свеницкий A.JI. Социальная психология управления. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1986. 175 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000. 287 с.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.