Статья:

Уровень тревожности банковских работников

Конференция: LXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Емельянова Л.В. Уровень тревожности банковских работников // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(86). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(86).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Уровень тревожности банковских работников

Емельянова Любовь Владимировна
студент, университет Туран, Казахстан, г. Алматы
Ганиева Шахинур Шахисламовна
научный руководитель, магистр, старший преподаватель, университет Туран, Казахстан, г. Алматы

 

В последнее десятилетие банковский сектор переживает существенные изменения в организации и структуре.

Внедрение новых технологий, цифровизация операционных процессов, изменение профессиональных требований, реструктуризация, вызванная глобальным экономическим кризисом вносят свой вклад в развитие и рост психосоциальных расстройств сотрудников [1, с. 227]. Следует также отметить подверженность стрессовым воздействиям, связанным с ежедневным обслуживанием клиентов, работой с жалобами, неполадками в техническом обеспечении.

Признаками психического здоровья сотрудника является его активность, наблюдательность, высокий уровень адаптации к меняющимся условиям банковской сферы, низкий уровень тревожности, способность адекватного анализа и переработки информации, эмоциональная устойчивость.

Необходимость исследования психического здоровья сотрудников банковской сферы определяется наличием негативных факторов, оказывающих влияние как на физическое, так и на психическое состояние.

В условиях конкурентной среды психическое здоровье и благополучие сотрудников является важным фактором, определяющим успешность компании на рынке.

Тревожность является одним из основных факторов, влияющее на психическое здоровье работников. Необходимо дать определение понятиям «тревога», «тревожность» и их отличие от страха.  

Тревога- это реакция на опасность, реальную или мнимую, эмоциональное состояние беспокойства перед неизвестностью, характеризующееся смутным ощущением угрозы.  Зачастую тревогу и страх считают синонимами, однако эти понятия концептуально и клинически различны.  

Если тревогу можно концептуализировать, как негативное окрашенное состояние, которое может возникнуть как при наличии, так и в отсутствие триггера, то страх это эмоциональная реакция на реальную угрозу.

Тревожность - это индивидуальная особенность, заключающаяся в высокой склонности испытывать тревогу в различных ситуациях, в том числе и в тех объективных характеристиках, не существовавших ранее.

Следует различать тревожность как черту личности и как состояние. Впервые о разделении тревожности на личную и ситуативную упоминал Ч. Спилбергер.

Ситуативная тревога возникает, когда индивид воспринимает стимул или ситуацию как такую, которая содержит фактические или потенциальные элементы опасности, угрозы или вреда.

Личностная тревожность не проявляется непосредственно в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и интенсивно возникает тревожное состояние [2, с 220].

Социально-психологический подход определяют центральную роль тревожности в социализации личности.

Она может способствовать развитию положительных качеств и отрицательных, таких как агрессия или чрезмерная зависимость.

Выделяют также мобилизирующий вид тревожности и дезорганизующий. Мобилизующий вид проявляется в повышенной активности, служит своеобразным толчком к действию.

Дезорганизующий вид снижает производительность труда, ярко проявляется процессе формирования устойчивой тревожности [3, с 45].

Целью нашей работы является изучение уровня личностной и ситуативной тревожности у работников банка.  Выборку данного исследования составили 60 сотрудников банка, в гендерном соотношении 20% мужчин, 80% женщин. Средний возраст опрошенных 25 лет.

Степень выраженности тревожных симптомов изучалась с помощью методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера под адаптацией Ю.Л. Ханина. Тест состоит из 40 вопросов, позволяющих выявить уровень ситуативной и личностной тревожности по трем шкалам (низкая, умеренная, высокая).

Установлено, что среди банковских сотрудников подавляющее большинство составляют лица со средним уровнем личностной тревожности – 28 человек (46,67%), высокий уровень личностной тревожности определен у 21 человека (35%), низкий уровень личностной тревожности выявлен у 11 работников банка (18,33%).

Анализируя показатели уровня ситуативной тревожности можно отметить, что высокому уровню ситуативной тревожности был подвержен 14 человек, что составило 23,33%, средний уровень ситуативной тревожности выявлен у 29 человек - 48,33%, а у 17 банковских сотрудников выявлен низкий уровень ситуативной тревожности – 28,33 %.

Средний уровень ситуативной тревожности был выявлен у 50% мужчин и 77,08 % женщин.

Повышенный уровень тревожности у сотрудников банка свидетельствует об отсутствии эмоциональной адаптации к стрессовым ситуациям на работе.

Такие сотрудники угрюмы и раздражительны, неспособны сосредоточить свое внимание на рабочих процессах, жалуются на нарастающее чувство усталости, головные боли и повышение артериального давления, чаще других уходят на больничный.

Среди причин повышающих профессиональную тревожность выделяют ненормированный рабочий график, переутомление, агрессию со стороны клиентов, делегирование полномочий и конфликтные ситуации в коллективе [4].

М. Михайлидис и У. Георгиу выделяют также уровень образования сотрудника банка как важный коррелят тревожности.

Сотрудники имеющие высшее образование, проходящие дополнительные курсы повышения квалификации демонстрировали более высокий уровень тревожности  о рабочий задачах и готовность выполнения их в ущерб своему свободному времени и семье [5, с. 126].

Возникновение тревожности может быть связано как с внешними, так и с внутренними факторами. Под влиянием внешних условий тревога возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может отличаться по интенсивности и длительности.

Таким образом, можно предположить, что у лиц с высоким уровнем личностной тревожности существенно повышается и уровень ситуативной тревожности в связи с субъективным повышенным переживанием стрессовых ситуаций на рабочем месте.

Необходимо дальнейшее исследование данного феномена для выяснения влияния субъективных и объективных причин возникновения тревожности сотрудников банка, а также оценка возможных изменений в структуре организации труда в банковской сфере для уменьшения негативных последствий на здоровье работников. 

 

Список литературы:
1. Сильва Ю. Л., Наварро В. Л. Организация работы и здоровье работников банка. Rev Lat Am Enfermagem. 2012 март-апрель; 20 (2) – с. 226-234.
2. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги// Стресс и тревога в спорте. М., 1983. – с. 220.
3. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2013. - Вып. 2. - С. 42-52.
4. Valente M.S., Menezes P.R., Pastor-Valero M., Lopes C.S. Depressive symptoms and psychosocial aspects of work in bank employees. Occup. Med. 2015 doi: 10.1093/occmed/kqv124.
5. Михайлидис М., Георгиу Ю. (2005). Профессиональный стресс сотрудников в банковской сфере . Work 24 , 123–137.