Уровень тревожности банковских работников
Конференция: LXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
LXXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Уровень тревожности банковских работников
В последнее десятилетие банковский сектор переживает существенные изменения в организации и структуре.
Внедрение новых технологий, цифровизация операционных процессов, изменение профессиональных требований, реструктуризация, вызванная глобальным экономическим кризисом вносят свой вклад в развитие и рост психосоциальных расстройств сотрудников [1, с. 227]. Следует также отметить подверженность стрессовым воздействиям, связанным с ежедневным обслуживанием клиентов, работой с жалобами, неполадками в техническом обеспечении.
Признаками психического здоровья сотрудника является его активность, наблюдательность, высокий уровень адаптации к меняющимся условиям банковской сферы, низкий уровень тревожности, способность адекватного анализа и переработки информации, эмоциональная устойчивость.
Необходимость исследования психического здоровья сотрудников банковской сферы определяется наличием негативных факторов, оказывающих влияние как на физическое, так и на психическое состояние.
В условиях конкурентной среды психическое здоровье и благополучие сотрудников является важным фактором, определяющим успешность компании на рынке.
Тревожность является одним из основных факторов, влияющее на психическое здоровье работников. Необходимо дать определение понятиям «тревога», «тревожность» и их отличие от страха.
Тревога- это реакция на опасность, реальную или мнимую, эмоциональное состояние беспокойства перед неизвестностью, характеризующееся смутным ощущением угрозы. Зачастую тревогу и страх считают синонимами, однако эти понятия концептуально и клинически различны.
Если тревогу можно концептуализировать, как негативное окрашенное состояние, которое может возникнуть как при наличии, так и в отсутствие триггера, то страх это эмоциональная реакция на реальную угрозу.
Тревожность - это индивидуальная особенность, заключающаяся в высокой склонности испытывать тревогу в различных ситуациях, в том числе и в тех объективных характеристиках, не существовавших ранее.
Следует различать тревожность как черту личности и как состояние. Впервые о разделении тревожности на личную и ситуативную упоминал Ч. Спилбергер.
Ситуативная тревога возникает, когда индивид воспринимает стимул или ситуацию как такую, которая содержит фактические или потенциальные элементы опасности, угрозы или вреда.
Личностная тревожность не проявляется непосредственно в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и интенсивно возникает тревожное состояние [2, с 220].
Социально-психологический подход определяют центральную роль тревожности в социализации личности.
Она может способствовать развитию положительных качеств и отрицательных, таких как агрессия или чрезмерная зависимость.
Выделяют также мобилизирующий вид тревожности и дезорганизующий. Мобилизующий вид проявляется в повышенной активности, служит своеобразным толчком к действию.
Дезорганизующий вид снижает производительность труда, ярко проявляется процессе формирования устойчивой тревожности [3, с 45].
Целью нашей работы является изучение уровня личностной и ситуативной тревожности у работников банка. Выборку данного исследования составили 60 сотрудников банка, в гендерном соотношении 20% мужчин, 80% женщин. Средний возраст опрошенных 25 лет.
Степень выраженности тревожных симптомов изучалась с помощью методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера под адаптацией Ю.Л. Ханина. Тест состоит из 40 вопросов, позволяющих выявить уровень ситуативной и личностной тревожности по трем шкалам (низкая, умеренная, высокая).
Установлено, что среди банковских сотрудников подавляющее большинство составляют лица со средним уровнем личностной тревожности – 28 человек (46,67%), высокий уровень личностной тревожности определен у 21 человека (35%), низкий уровень личностной тревожности выявлен у 11 работников банка (18,33%).
Анализируя показатели уровня ситуативной тревожности можно отметить, что высокому уровню ситуативной тревожности был подвержен 14 человек, что составило 23,33%, средний уровень ситуативной тревожности выявлен у 29 человек - 48,33%, а у 17 банковских сотрудников выявлен низкий уровень ситуативной тревожности – 28,33 %.
Средний уровень ситуативной тревожности был выявлен у 50% мужчин и 77,08 % женщин.
Повышенный уровень тревожности у сотрудников банка свидетельствует об отсутствии эмоциональной адаптации к стрессовым ситуациям на работе.
Такие сотрудники угрюмы и раздражительны, неспособны сосредоточить свое внимание на рабочих процессах, жалуются на нарастающее чувство усталости, головные боли и повышение артериального давления, чаще других уходят на больничный.
Среди причин повышающих профессиональную тревожность выделяют ненормированный рабочий график, переутомление, агрессию со стороны клиентов, делегирование полномочий и конфликтные ситуации в коллективе [4].
М. Михайлидис и У. Георгиу выделяют также уровень образования сотрудника банка как важный коррелят тревожности.
Сотрудники имеющие высшее образование, проходящие дополнительные курсы повышения квалификации демонстрировали более высокий уровень тревожности о рабочий задачах и готовность выполнения их в ущерб своему свободному времени и семье [5, с. 126].
Возникновение тревожности может быть связано как с внешними, так и с внутренними факторами. Под влиянием внешних условий тревога возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может отличаться по интенсивности и длительности.
Таким образом, можно предположить, что у лиц с высоким уровнем личностной тревожности существенно повышается и уровень ситуативной тревожности в связи с субъективным повышенным переживанием стрессовых ситуаций на рабочем месте.
Необходимо дальнейшее исследование данного феномена для выяснения влияния субъективных и объективных причин возникновения тревожности сотрудников банка, а также оценка возможных изменений в структуре организации труда в банковской сфере для уменьшения негативных последствий на здоровье работников.