Цифровой-маркетинг вуза как эффективный инструмент в конкурентной борьбе
Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Цифровой-маркетинг вуза как эффективный инструмент в конкурентной борьбе
В современных социально-экономических условиях повышение конкурентоспособности вуза зависит не только от соответствия образовательным стандартам, профессионализма его специалистов, профессорско-преподавательского состава и перечня образовательных услуг, но и от его коммуникационной деятельности.
В частности, конкурентоспособность можно определить как комплекс управленческих и маркетинговых мер, используемых для эффективного достижения целей и задач организации, позволяющих ей занять прочные позиции в конкурентной борьбе[3].
В понятии конкурентоспособности вуза можно выделить несколько составляющих.
Она может зависеть от действующих и потенциальных возможности по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг и подготовке высококвалифицированных кадров, а также от качества создания и реализации научно-методических и научно-технических разработок[4].
Также, конкурентоспособность вуза рассматривается, как его способность быть выделенным среди других высших учебных заведений в силу наилучших социально-экономических показателей, таких как качество обучения, цена, формы и методы обучения, условия, место расположения, имидж, репутация, маркетинговые коммуникации.
Сегодня российские вузы функционируют в новых социально-экономических реалиях. Обострение конкурентной борьбы, обусловленное рядом фактором, требует от современного вуза применения новых инструментов и технологий в сфере маркетинга образовательных услуг.
Само по себе применение инструментов и технологий маркетинга в управлении высшим учебным заведением предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на координацию всех видов коммуникационной деятельности, формирование и внедрение соответствующей маркетинговой культуры, развитие системы внутренних и внешних коммуникаций, а также ряда других мероприятий.
Многие исследователи и специалисты-практики считают маркетинговый подход в управлении организацией, одним из ключевых подходов в современной теории менеджмента, способствующим повышению уровня функционирования организации посредством клиентоориентированности [2].
Конкуренция среди вузов постепенно перемещается из физического пространства в виртуальное. Онлайн-технологии позволяют вузам выходить на более широкие региональные, федеральные, интернациональные рынки образовательных услуг. Коммуникационная деятельность вуза расширяется и развивается уже в виртуальном пространстве, чему содействует непрерывное развитие цифровых технологий. Все больше набирает популярность иной вид маркетинга – digital-маркетинг.
Под цифровым маркетингом (от англ. digital-marketing) сегодня понимается маркетинг, направленный на взаимодействие с клиентами при помощи цифровых информационно-коммуникационных технологий и электронных устройств.
В широком смысле цифровой маркетинг представляет реализацию традиционных маркетинговых приемов и технологий в глобальной сети Интернет или посредством цифровизации[1].
Современные цифровые технологии могут внедряться в образование изначально как единые локальные информационные пространства, а затем, перспективы развития распространяются на внешнюю среду и внешнее взаимодействие с аудиторией.
Цифровой маркетинг как термин, применяется для обозначения различных форм цифровых коммуникационных каналов, способствующих продвижению организации и ее услуг.
Ключевая роль в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг, отведена web-сайтам вузов, эффективность работы которых зависит от самого качества сайта (удобного интерфейса, управления контентом, возможностей обратной связи, мультимедийности и др.) и поисковой оптимизации сайта. Эффективный сайт может гарантировать прозрачность всех видом деятельности вуза.
Актуальным вопросом становится создание и развитие иноязычных версий сайтов для продвижения вуза за рубежом.
Маркетинг в социальных сетях, или smm является весьма эффективным инструментом продвижения образовательных услуг в виртуальной среде.
Он подразумевает комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения организаций или бренда.
Простыми словами — это коммуникация с аудиторией через социальные сети.
Продвижение в социальных сетях позволяет точечно воздействовать на целевую аудиторию, выбирать площадки, где эта аудитория в большей степени представлена, и наиболее подходящие способы коммуникации с ней, при этом в наименьшей степени затрагивая не заинтересованных в этой коммуникации.
Развитие информационных технологий позволило активно продвигать образовательные услуги в сети Интернет.
Появились специализированные порталы и сайты, на которых ведутся официальные блоги учреждений для привлечения и взаимодействия с абитуриентами.
Обратная связь с клиентами играет важную роль в коммуникационной политике вуза. Онлайн-форумы являются ее важной составляющей, где пользователи сети Интернет могут оставлять комментарии и вести обсуждение по различным темам.
Максимальную эффективность сейчас показывает контекстная реклама, действующая избирательно, соответствующая интересам и поисковым запросам целевой аудитории, что повышает вероятность отклика и эффективной коммуникации с аудиторией.
Подводя итог стоит сказать, что цифровой маркетинг товаров и услуг в онлайн-среде, сегодня становится лидирующей сферой.
Эта тенденция безусловно коснулась и сферы образовательных услуг.
Цифровой маркетинг обеспечивает максимальную отдачу от вложенных ресурсов, позволяет контролировать в режиме реального времени эффективность продвижения и создает эффективное коммуникационное пространство вуза с целевой аудиторией.