ОБЗОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РЫНКА РОССИИ В 2022 ГОДУ
Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОБЗОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РЫНКА РОССИИ В 2022 ГОДУ
Железнодорожный рынок в 2022 г. претерпел кардинальные изменения. Во-первых, в связи с санкциями сократилась погрузка на сети РЖД, ввелся запрет определенных номенклатур товаров в «недружественные» страны, а также ушли с рынка крупные собственники контейнеров.
Во-вторых, с 1 июня 2022 г. произошла индексация тарифов РЖД на грузовые перевозки. Отменены льготы для перевозок угля. Все это привело к дополнительной финансовой нагрузке на грузоотправителей, что повлекло за собой снижение погрузки и инвестиционной деятельности по приобретению нового подвижного состава [6].
Также в России образовался дефицит новых кассетных подшипников из-за санкций, так как в основном они были импортными. В настоящее время риск остановки производства из-за отсутствия наличия кассетных подшипников полностью минимизирован. Им на смену стали закупать у Китая БУ подшипники и делать их ремонт. К концу 2023 года отечественные производители кассетных подшипников сертифицируют подшипник из полностью отечественных компонентов [5].
Стоит отметить, что вырос спрос на экспортные и транзитные перевозки через Казахстан, Белоруссию и Азербайджан. В целом, направление грузопотока поменялось за последний год с «север-юг» на «запад-восток». Стал расти спрос на перевозки на восточных полигонах.
В связи с событиями за 2022 г. снизилось производство деталей для грузовых вагонов.
Декабрь 2022 г. сохранил тренд на снижение выпуска комплектующих для вагонов. Производство цельнокатаных колес сократилось на 10%, в основном за счет снижения поставок из-за рубежа. При этом сократился и выпуск российских изделий: если в ноябре производство цельнокатаных колес уменьшилось на 1,2%, то в декабре – на 3,9%. Выпуск боковых рам и надрессорных балок снизился на 29,5 и 27,5% соответственно.
Основной спад произошел уже не только за счет сокращения спроса в вагоностроении, но и за счет снижения потребления запчастей в депо. В декабре 2022 года было отремонтировано 42 437 вагонов, что на 22,9% меньше, чем за аналогичный период 2021-го. Иными словами, спад заказов усилился. Существенных закупок операторами запчастей в запас с середины лета также не наблюдалось.
Ранее потребность в запчастях росла – сначала в период активизации заказов новых вагонов, а потом на фоне массовой отправки вагонов в плановый ремонт, когда сказался эффект отложенного спроса, который произошел в период низких ставок аренды вагонов. По инерции рост выпуска вагонов из ремонта продолжился, достигнув пикового значения в июле (+45,1%). Однако в конце 2022 г. ситуация существенно изменилась [7].
В декабре, по данным металлотрейдеров, прайсы на металл хотя и не были стабильными, тем не менее снова пошли вверх. По данным Росстата, в металлургической отрасли цены в среднем повысились на 0,8% по сравнению с ноябрем. И мало кого могло утешить, что они оказались на 13,6% ниже, чем в декабре 2021 года: всем известно, что это был период, когда прайсы на металлоизделия взлетели вверх.
Ремонтники сейчас оказались в тяжелом положении (как и вагоностроители): на депо давит снижение объемов заказов и общий рост расходов. А в декабре 2022-го ситуация несколько ухудшилась в связи с подорожанием металла. Тренд на снижение цен, как ожидалось, у трейдеров будет преодолен в 2023 году на фоне роста спроса на черные металлы в ряде сегментов российской экономики (выпуск металлоконструкций, метизов, стальной заготовки для судостроения). Однако этот процесс пошел уже в декабре 2022-го. В таком случае следует ожидать подорожания литых деталей вне зависимости от объемов производства подвижного состава и его ремонта [9].
В Таблице 1 представлены объемы выпуска основных новых компонентов для грузовых вагонов в 2021–2022 гг.
Таблица 1.
Объем выпуска основных компонентов (новых) для грузовых вагонов в 2021–2022 гг., ед., %
Продукция |
12 мес. 2021, ед. |
12 мес. 2022, ед. |
% |
Колеса цельнокатаные |
1 547 389 |
1 646 155 |
+6,4 |
в т. ч. колеса отечественного производства |
1 374 705 |
1 449 225 |
+5,4 |
Боковые рамы |
293 728 |
248 181 |
-16 |
Надрессорные балки |
146 403 |
119 105 |
-19 |
Из таблицы мы видим, как количество производимых колес увеличилось в 2022 г. на 6,4%, в то время как производство новых боковых рам и балок существенно снизилось (на 16% и 19% соответственно).
Далее проанализируем рабочий парк вагонов в сети РЖД в 2022 г.
Таблица 2.
Рабочий парк вагонов на сети РЖД в 2022 г. в среднем в сутки по месяцам, ед.
Тип подвижного состава |
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Крытые вагоны |
45 126 |
46 134 |
45 708 |
45 107 |
45 828 |
45 557 |
46 744 |
47 454 |
44 992 |
46 974 |
43 770 |
42 790 |
Платформы |
33 143 |
33 832 |
33 273 |
32 151 |
31 942 |
29 836 |
32 295 |
32 701 |
31 175 |
32 709 |
33 603 |
34 542 |
Полувагоны |
511 878 |
525 061 |
525 448 |
529 969 |
538 064 |
497 245 |
541 200 |
546 927 |
492 791 |
500 858 |
540 923 |
543 470 |
Цистерны |
229 983 |
232 861 |
230 572 |
227 573 |
225 935 |
231 898 |
227 304 |
229 508 |
233 635 |
229 680 |
227 079 |
229 253 |
Рефрижераторы |
2752 |
2741 |
2713 |
2678 |
2640 |
2764 |
2674 |
2688 |
2959 |
2744 |
2774 |
2805 |
Прочие |
213 773 |
218 764 |
221 180 |
224 610 |
224 440 |
205 091 |
224 593 |
226 018 |
197 931 |
211 577 |
227 603 |
230 252 |
Итого |
1 036 655 |
1 059 393 |
1 058 894 |
1 062 088 |
1 068 849 |
1 012 391 |
1 074 810 |
1 085 296 |
1 003 483 |
1 024 542 |
1 075 752 |
1 083 112 |
Рабочий парк вагонов в декабре вырос по сравнению с предыдущими месяцами, оставаясь, тем не менее, ниже августовского максимума. Но при этом рабочий парк вырос к декабрю 2021 года (+4,8%).
Снижение наблюдалось только в отношении показателя крытых вагонов (-5,5%). Рабочий парк цистерн в декабре 2022-го несколько увеличился по сравнению с ноябрем того же года, но практически не изменился по отношению к декабрю 2021-го.
Тем не менее перевозчик продолжает считать в целом количество подвижного состава на сети профицитным [7].
Таким образом, ситуация на железнодорожном рынке в 2022 году произошло множество изменений: как положительных, так и отрицательных.
На рынке вагоностроения в 2023 году ожидается охлаждение. В конце 2022-го его уже почувствовали вагоностроители.
Снижение закупок произошло несмотря на то, что ряд лизинговых компаний предоставили выгодные условия для приобретения нового парка, и некоторые операторы этим воспользовались. Осень укрепила обозначенный в августе тренд на сокращение закупок вагонов, а также отправки подвижного состава в дорогостоящие виды планового ремонта.