Особенности возникновения неврозов в подростковом возрасте
Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности возникновения неврозов в подростковом возрасте
Неврозы в детском и подростковом возрасте выступают как расстройства формирующейся личности: они оставляют неизгладимый след в психике ребенка, приводят к возникновению стойких нарушений личности, оказывая крайне неблагоприятное воздействие на всю его дальнейшую жизнь.
Наибольшая вероятность возникновения неврозов характерна для возраста 2-3, 5, 7 лет и в подростковом возрасте [6]. В 2-3-х и 7-летнем возрасте, возникновение неврозов связано с трудностями адаптации детей к дошкольным учреждениям и школе, а в возрасте 5 лет – с развитием мышления. Подростковый возраст по своей сути является переходным, кризисным, чем и обусловлена его уязвимость к различным нервно-психическим расстройствaм, включaя и неврозы. Однако неврозы у подростков – это зачастую «динамика тех невротических расстройств, которые возникли в детском возрасте» [7].
Возникновение неврозов и невротических состояний осуществляется при наличии некоторых физиологических и психологических факторов. В настоящее время для возникновения неврозов имеются все условия. Можно заметить, что увеличилось число «неполноценных» семей и, находящийся в такой ситуации подросток, начинает переживать и испытывать стресс. Значительно возросла загруженность школьников учебой, что так же не может не усугублять психоэмоциональные нагрузки на, и без того, неустойчивое состояние подростка. Различная пропаганда насильственного и жестокого, агрессивного характера информации в системах массовой информации, оставляет свой отпечаток. Неврозы подросткового возраста могут провоцироваться и поддерживаться гормональными изменениями, происходящими в организме, следствием чего являются перемены в эмоциональном состоянии.
Неврозы у детей и подростков, в первую очередь, проявляются эмоциональными нарушениями, сочетающимися с генерализованной тревогой и вегетативными нарушениями [1]. Для всех случаев характерен низкий уровень адаптивности подростка к отношениям в обществе, накладывающий отпечаток на развитие личности: «Детям с неврозами не только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные отношения, когда они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми, внушаемыми, или пытаются играть ведущие роли, что вступает в противоречие с их уже во многом измененными возможностями и способностями. Трудным является начало любой, особенно ответственной деятельности, устойчивость и последовательность в ее реализации, как и усидчивость, терпеливость, внимательность. Большое количество компенсаторно- или реактивно- обусловленных желаний вступает в противоречие с все более ухудшающейся приспособляемостью к требованиям жизни, ее трудностям и проблемам, что создает феномен невротического идеализма. В свою очередь, неумение дружить, трудность адаптации, эгоцентрическая фиксация на переживаниях формируют феномен невротического «ухода в себя» или индивидуализма. Все это позволяет говорить об увеличивающемся разрыве между высокими идеалами, жизненными целями и неспособностью претворить их в жизнь, как и защитить себя, отстоять свое мнение, особенно при наличии какой-либо угрозы извне. Отражением невротических изменений личности будет постоянное чувство неудовлетворенности и недовольства собой, своего рода кризис самосознания, трансформирующийся в подростковом возрасте в ощущение своей никчемности и потери смысла жизни, краха ее ценностей» [5].
А.И. Захаров [3] выделил семь основных направлений изменений личности у детей и подростков вследствие невроза:
- Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений;
- Эмоционально-депримированный фон настроения;
- Непоследовательность и противоречивость в поступках.
- Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий;
- Зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;
- Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке;
- Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения;
В детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека, неврозы накладывают отпечаток на формирование личности в целом и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются, приводя к формированию психологически нездоровой личности [9].