Статья:

Сущность политики «неоконсерватизма» в Британии в 70-80-е гг. XX века

Конференция: LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Шумилова А.А. Сущность политики «неоконсерватизма» в Британии в 70-80-е гг. XX века // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(67). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(67).pdf (дата обращения: 16.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 80 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность политики «неоконсерватизма» в Британии в 70-80-е гг. XX века

Шумилова Анастасия Алексеевна
студент, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кравец Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц., Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

В условиях перехода от индустриального типа развития к постиндустриальному (70-80е гг. XX века), британское общество стало свидетелем очередного обострения целого ряда проблем. Назревающая кризисная ситуация требовала качественно нового решения, поскольку методы, разработанные английским экономистом Д.М. Кейнсом еще в 30х годах XXвека, уже не отвечали новым потребностям общества. И здесь, как нельзя «кстати» пришелся идейный переворот в кругах консервативной партии, которая в 1979 году с новым лидером во главе пришла к власти. На два последующих десятилетия доминирующей силой в британской политике станет «реформированная» идеология -«неоконсерватизм» -  новый свод идей неолиберального характера. Феномен «неоконсерватизма» носил международный характер. В Великобритании для демонстрации принципиального отличия сути политики «неоконсерватизма» от консерватизма в традиционном его понимании, появилась специальная терминология. Так, феномен британского «неоконсерватизма» можно узнать в наиболее популярном определении – «тэтчеризм», поскольку данное явление нераздельно связано с именем новой главы консервативной администрации. Надо отметить, что и сам кабинет консерваторов все чаще стали называть «новыми правыми». Феномен «неоконсерватизма» также отождествляют с понятием «неолиберализм», чтобы противопоставить новую концепцию послевоенной кейнсианской модели. Но по сути, «тэтчеризм» как неоконсерватизм представляет собой успешное сочетание переработанного наследия как консервативной мысли, так и либеральной[1]. Интересен тот факт, что «неоконсерватизм» в дальнейшем будет признан самым успешным европейским политическим проектом со времен окончания второй мировой войны.

Новая политическая концепция представляет собой многогранное теоретическое поле, где компоненты идеологии не представляют собой организационную взаимосвязь. Тем не менее, разноплановое явление «неоконсерватизма» имеет целый ряд объединяющих факторов. В первую очередь – неприятие кейнсианства, о чем упоминалось выше. «Новые правые» стремились укрепить институт частной собственности и реформировать «государство благосостояния», упрочить прерогативы государственной власти за счет автономии профессиональных организаций и местных органов власти.  Правые политические силы выступали с лозунгом возрождения «либеральной Англии», принципов добровольности, индивидуальной свободы, самопомощи. Особую популярность завоевали идеи раскрепощения человеческой личности и расширения сферы деятельности свободнорыночных сил.

Мотивация человеческой активности – одна из центральных в тэтчеровской философии[2]. Неоконсерватизм априори подразумевает стремление к обогащению, которое государство должно всячески поощрять. «Ничего плохого нет в том, чтобы создавать богатство, достойна осуждения только страсть к деньгам ради денег»[2]. В этом отношении М.Тэтчер очень резко выступала против «социализма» лейбористов. Ее критика сводилась к тому, что лейбористская программа обещает избирателям заведомо недостижимые цели, ибо невозможно получать всяческие блага и при этом ничего не делать. Вот почему знаменитый принцип «каждый за себя» лег в основу тэтчеровской философии. Каждый человек ответственен только перед собой. Поэтому нецелесообразным было бы возлагать личную ответственность индивидов на государство.

«Погоня за равенством – это мираж, возможности ничего не значат, если за ними не стоит право на неравенство, свобода выделяться из всех»[3]. Эту идею в дальнейшем разовьет Тони Блэр в новой философии «третьего пути», где будут отстаиваться идеалы «этического социализма».

Индивидуалистическая философия «новых правых» зародилась в 70-х годах XX века. Одной из идейных основ движения «неоконсерваторов» была деятельность группы «Солсбери» во главе с Роджером Скратоном, Морисом Коулингом и Перегрином Уорстрном, которые впервые стали критиковать государство за пренебрежение традиционными институтами семьи, религии, школы. Необходимо отметить и имя Исайи Берлин, который развил концепцию «негативной» и «позитивной» свободы. Данная концепция представляет особый интерес в первую очередь потому, что обосновывает сокращение функций государства в социально-экономической жизни страны.

Другой теоретик британских неоконсерваторов – австрийский и британский философ Карл Поппер. Свою концепцию критического рационализма он противопоставляет «коллективистскому рационализму» и «утопической инженерии»[4].

Одним из непосредственных вдохновителей британского неоконсерватизма на стадии его формирования был Инок Пауэлл, а главным генератором идей во второй половине 70-х годов – Кит Джозеф (ментор Тэтчер).  

Тэтчеризм представлял собой не только крен в сторону индивидуализма, но и укрепление традиционализма. Его сторонники поддерживали смертную казнь, выступали против углубления процессов европейской интеграции, ратовали за жесткую политику в отношении иммигрантов, национальных и нетрадиционных меньшинств, были противниками практики абортов.  И здесь следует вспомнить происхождение самой М.Тэтчер. Дочь бакалейщика, она всегда стремилась сохранить ценности той среды, из которой она вышла.  Поэтому своеобразный возврат к «викторианским моральным ценностям» вполне объясним. Отсюда активная пропаганда таких человеческих качеств, как бережливость, трудолюбие, уважение к семье и религии.

«Для английской (а затем и британской) традиции характерны прагматизм и практичность, а не высокомерные декларации. Британцы по складу ума более склонны к конкретным вещам[5]. Данное высказывание М.Тэтчер, по сути, отражает весь смысл политики неоконсерватизма. Ведь «тэтчеризм» - это и есть «философия конкретных вещей».

Факт того, что «тэтчеризм» так надолго закрепился в политическом мировоззрении британцев, объясняется исключительно личными качествами «железной леди». Как государственный деятель Тэтчер была очень сильной и незаурядной личностью. Без ее порой откровенной бескомпромиссности претворение разработанных идей в жизнь было бы невозможно.

Историческая черта философии неоконсерватизма была подведена в 1997 году – после поражения консерваторов на всеобщих выборах, когда Тэтчер уже не возглавляла партию.  За это время (1979-1997 гг.) тетчеризм прошел этапы консолидации, стабилизации, расцвета и упадка. Он продемонстрировал способность брать под контроль инфляционные процессы, решать вопросы технологического развития, стимулировать развитие экономики. Но, в то же время, «тэтчеризм» оказался бессилен перед лицом безработицы и цикличности рыночной модели производства. Он привел не только к расширению демократии собственников, но и к углублению социального неравенства.

Маргарет Тэтчер ушла с политической арены в 1990 году. Свой «уход» Тэтчер прокомментировала достаточно резко: «Если вы занялись политикой, то всегда должны ожидать удара ножом в спину. Никогда не забуду того, что, когда была в Париже, за моей спиной состоялось голосование парламентской фракции с целью лишить меня лидерства. И это почти через 11 лет после того, как я вывела Британию из болота упадка к высотам процветания. Это была самая тяжелая ночь в моей жизни. Я никогда этого не забуду и никогда не прощу»[6]. Однако, несмотря на смену лидера партии консерваторов, явление «тэтчеризма» продолжало свое существование уже в мероприятиях Дж. Мейджора. Ввиду того, что политика нового лидера несколько отличалась от неоконсерватизма предыдущих лет, новый период существования философии «новых правых» вошел в историю, как «посттэтчеризм» (возвращение консерваторов на позиции классического центризма).  Но на самом деле, «слабый» и «нерешительный» по сравнению с «железной леди» Мейджор открыл период «зрелого тэтчеризма»: именно в 90-е годы были приватизированы угольная промышленность и железные дороги, в систему образования и здравоохранения внедрены рыночные элементы, ужесточились условия выплаты пособий по безработице, были заявлены намерения приватизировать почтовую службу и систему пенсионного страхования, достигнуты успехи в области борьбы с безработицей и инфляцией.

 

Список литературы:
1. Громыко А. Модернизация партийной системы Великобритании. М., 2007.
2. Замятин Л. Тэтчеризм// Международная жизнь. 1989. №7.
3. Маргарет Хильда Тэтчер.  URL: http://www.coldwar.ru/thatcher/thatcher.php
4. Ассоциация внешнеполитических исследований имени А.А.Громыко. 
5. URL: http://www.gromyko.ru/Russian/Brit/brit4.htm
6. М.Тэтчер. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира, М., 2007. С.282
7. Е.Барбан. Она всегда ждала удара в спину//Столичные новости. 2005.№40