Статья:

Особенности диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии и алалии

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Васильева О.Н. Особенности диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии и алалии // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 33(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/33(63).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии и алалии

Васильева Ольга Николаевна
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет, РФ, г. Красноярск
Козырева Ольга Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук. доцент, Красноярский государственный педагогический университет, РФ, г. Красноярск

 

FEATURES OF DIALOGIC SPEECH IN CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH LEVEL II IN DYSARTHRIA AND ALALIA

 

Olga Vasilieva

Undergraduate, Krasnoyarsk State Pedagogical University, Russia, Krasnoyarsk

Olga Kozyreva

scientific director, Cand. ped sciences. Associate Professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента по изучению сформированности диалогической речи. Описаны результаты особенностей диалогической речи.

Abstract. The article presents the results of a ascertaining experiment to study the formation of dialogical speech. The results of the peculiarities of dialogic speech are described.

 

Ключевые слова: Средний дошкольный возраст, диалогическая речь, дизартрия, алалия.

Keywords: Middle preschool age, dialogic speech, dysarthria, alalia.

 

В настоящее время система дошкольного образования претерпевает ряд изменения, связанных с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одной из целей и задач ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей и получения качественного дошкольного образования и полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе это касается и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших условий формирования личности и успешной социализации ребенка является его нормальное речевое развитие и полноценное речевое взаимодействие с окружающими. На этапе завершения дошкольного образования коммуникативные умения дошкольника должны быть сформированы. Это позволит ребенку не только перейти на следующую ступень образования, но и стать полноценным активным участником социума.

Это актуально для обучающихся с дизартрией и алалией. Успешность дошкольного обучения таких детей во многом определенна особенностями его овладения диалогической речью. Над данной проблемой работали и работают многие известные ученые (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З.М. Истомина, Д.Б. Эльконин, Т.А. Ладыженская, Е.Ф. Соботович, Р.Е. Левина и др. исследователи).

С целью изучения сформированности диалогической речи  детей с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии и алалии было проведено экспериментальное исследование на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12 комбинированного вида» г. Красноярск. В эксперименте приняло участие 12 детей.

В первом блоке заданий констатирующего эксперимента с целью изучение особенностей сформированности диалогической речи, мы использовали диагностические задания, предложенные Р.Е. Левиной «Выявление уровня развития навыков диалогического общения».

Задание по методике Р.Е. Левиной предусматривало установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения, выявление коммуникативной функции речи у  дошкольников в личностном общении в процессе деятельности. Мы посредствам непринужденной беседы выясняли способы детей вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.

Беседа предполагала комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи.

Беседа взрослого с ребенком на личностные темы на фоне индивидуальной деятельности дошкольника состояла из двух фаз.

I фаза ожидания: ребенок получал пластилин, ему предлагалось посидеть рядом с взрослым и полепить, взрослый в течение 10 минут не вмешивался в действия ребенка, ожидая проявление инициативы испытуемого.

II фаза стимуляции: если в течение этого времени ребенок сам начинал разговор, взрослый отвечал на его вопросы, поддерживал общение. Если испытуемый работал, молча, то во второй фазе взрослый обращался к ребенку, рассматривал его изделие, задавал вопросы.

Основные критерии оценки:

  • Коммуникабельность ребенка;
  • Экспрессивность общения;
  • Степень самостоятельности;
  • Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу; связность и логичность высказывания;
  • Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.

Для выявления формы общения дошкольников с взрослыми применялось методика М.И. Лисиной.

В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

Цель данной диагностики - определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми.

Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Качественный анализ полученных результатов, свидетельствовал о том, что у детей с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии показатели по всем критериям сформированности связной диалогической речи выше, нежели у детей с алалией.

Далее определили, что для большинства детей дошкольного возраста с ОНР II уровня, как с дизартрией, так и с моторной алалией характерна внеситуативно-познавательная форма общения. В ходе «теоретического сотрудничества» (взрослый - ребенок) обсуждаются темы, далекие от окружающей обстановки (флора, фауна, свойства физических явлений и т.д.). Поскольку данная форма общения характерна детям от 3-х до 5-ти лет, то это говорит о том, что у детей не сформирован личностный мотив, для образования внеситуативной - личностной формы общения.

На втором месте выявилась ситуативно-деловая форма общения, которая вовсе не желательна в данном возрасте (форма для детей от 6-ти мес. до 3-х лет), у детей с такой формой общения взаимодействие с взрослым происходит только в ходе предметной деятельности, основными мотивами являются деловые.

Выявленные особенности сформированности диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии и алалии, послужат основой для составления дифференцированных методических рекомендаций, определение путей коррекционно-педагогической работы по их совершенствованию.

 

Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений . - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 2009. - 159с
3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. - М.: МПСИ, 1997.
4. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. № 1. С. 112–115.
5. Козырева О.А. Актуальное нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 4. С. 58–64.