Статья:

Родительские предпочтения при выборе игрового материала для дошкольников 3-5 лет

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Луговая М.А. Родительские предпочтения при выборе игрового материала для дошкольников 3-5 лет // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(29).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Родительские предпочтения при выборе игрового материала для дошкольников 3-5 лет

Луговая Мария Александровна
студент, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва
Бурлакова Ирина Анатольевна
научный руководитель, канд. психол. наук, старший научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва

 

В исследовании выявляются предпочтения родителей при выборе игрового материала для дошкольников 3-5 лет.

Актуальность исследования объясняется тем, что сегодня на рынке представлен большой ассортимент и широкое разнообразие игрового материала. Интересно и важно понимать, участвуют ли родители в игровой жизни ребенка, на что ориентируются родители, когда покупают игровой материал для детей дошкольного возраста. Учитывают ли родители советы специалистов, обращают ли внимание на возрастные рекомендации, на этические характеристики игрушки?

Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольников 3-5 лет имеет огромное значение в развитии ребенка. В этот период происходит освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми и на этой основе – социальное и личностное развитие ребенка, т.е. его интересы, желания и чувства.

Чтобы игра стала движущей силой развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью, т.е. научиться играть, но для этого ему необходима помощь взрослого. Поэтому роль взрослого очень важна в игровой жизни ребенка, а также в передаче ребенку навыков игры. При этом, неотъемлемой частью игры ребенка является игрушка.

Первое и необходимое условие к игрушке - это её возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка.

Коссаковская Е.А. писала, что игрушки и игры – не являются личным делом ребенка, они являются общим делом семьи, где старшие обучают младших, а младшие помогают старшим, где все живут общими интересами. [1, С.59]

Психолог Г.А. Урунтаева говорила, что главная задача взрослых – научить ребенка действовать с игрушками. [2, C. 61]

Родителям важно понимать, что с раннего детства ребенок начинает самостоятельно пользоваться игрушкой. Если ребенок не видит игр других и с ним никто не играет, она является всего лишь объектом специфических манипуляций, которые определяются ее функциональными качествами. То, что ребенок производит самостоятельно действия с игровыми предметами еще не значит, что он играет. Отдельные манипуляции с предметами, которые не включены в сюжет или игровые правила, еще не игра. Игрушка должна быть включена в смысловой контекст, а действия с ней должны быть осмыслены.

Но прежде всего необходимо сделать правильный выбор игрушки. И только благодаря родителям, которые выбирают и покупают игрушки своим детям, у ребенка в руках может оказаться игровой материал, соответствующий или несоответствующий необходимым психолого-педагогическим требованиям.

В пособии для воспитателей и заведующих, разработанным ФИРО РАНХиГС по заказу Министерства просвещения РФ указывается, что игровой материал - это специфические предметы, в которых как бы «свернуты» живые образцы деятельности (старших детей, взрослого). Новоселова С.Л. писала, что игрушка является своеобразным эталоном (знаком) тех предметов назначение которых и различные действия с которыми предстоит узнать и освоить ребенку. [1, С. 69]

Для проведения исследования для родителей были разработаны 2 анкеты с определенным набором вопросов. Первая анкета включает в себя такие вопросы: «Как часто Вы играете с ребенком дома?» «Показываете ли Вы ребенку, как обращаться с игровым материалом?» «С каким игровым материалом (игрушкой) Ваш ребенок чаще всего играет?» «Чем вы чаще руководствуетесь при покупке игрового материала?» «Ориентируетесь ли Вы при покупке игрового материала на возрастные рекомендации?» «Какой игровой материал Вы планируете купить в ближайшее время своему ребенку?».

Цель данной анкеты выявить на сколько родители включены в игровую жизнь ребенка, чем руководствуются при выборе игрового материала, учитывают ли советы специалистов. Это позволит в дальнейшем определить содержание просветительской работы, направленной на повышение родительской компетенции.

В первом опросе приняли участие 55 респондентов.

Анализируя результаты, полученные в ходе опроса видно, что

58% респондентов играют со своими детьми ежедневно, 38% родителей играют несколько раз в неделю, т.е. 96% включены в игровую жизнь ребенка. Из них 84% показывают, как играть с игровым материалом, 6% отдают игрушку и смотрят, что будет, 6% ответили, что их ребенок сам разбирается, т.е. не показывают и 4% респондентов ответили, что всё зависит от материала и самой игрушки. При этом 76% родителей при выборе игрового материала представляют, как он будет с ней играть. Из этого можно сделать вывод, что родители активно участвуют в игровой жизни своих детей.

Но вот отвечая на вопрос «Чем чаще Вы руководствуетесь при покупке игрового материала?» только 12% респондентов ответили, что руководствуются рекомендациями специалистов. Большинство родителей ориентируются на просьбу ребенка - 36%, на свой родительский опыт - 33%, и 7% на привлекательность.

При этом только 20% ориентируются на возрастные рекомендации, 71% не всегда смотрят на данный параметр, а 9% вовсе никогда не обращают на него внимания.

Также, прослеживается тенденция к выбору родителями игрового материала, способствующему развитию интеллектуальных способностей дошкольников, а не социальному и личностному развитию ребенка, его интересов, желаний и чувств. Это можно наблюдать, анализируя ответы следующих двух вопросов. Ответы на вопрос «С каким игровым материалом Ваш ребенок чаще всего играет?» распределились следующим образом: на первом месте (27%) – Транспортные игрушки, на втором месте (22%) – Конструкторы. А вот на вопрос «Какой игровой материал Вы планируете купить в ближайшее время своему ребенку?» родители ответили так: на первом месте (20%) оказались развивающие материалы, а на втором месте (14%) – материалы для продуктивной деятельности. Данный анализ хорошо иллюстрирует приоритеты респондентов.

Да, взрослые активно участвуют в игровой жизни ребенка, как мы видели выше, но при этом целью большей части родителей сегодня является развитие интеллектуальных способностей своего ребенка. Возможно, взрослые и не подразумевает о важности развития ролевой игры, как ведущей деятельности их ребенка 3-5 лет.

Вторая анкета включает в себя опросы для родителей мальчиков, и для родителей девочек. В этой анкете родителям предлагается сделать выбор игрушки, которую они бы купили для своего ребенка (представлены картинки игрушек). Цель второго анкетирования выявить предпочтения родителей в выборе игрового материала, на сколько для них важна функциональная привлекательность, т.е. отдают ли родители предпочтения познавательным игрушкам, учитывают ли родители этические характеристики игрушки, которые тесно связаны с воспитательной функцией.

Проанализировав ответы респондентов видно, что, как родители мальчиков, так и родители девочек ориентированы на функциональную привлекательность, большинство родителей девочек выбрали пластиковый утюг с кнопками и крутящимся механизмом (85%) вместо утюга, выполненного из дерева без функциональных механизмов, также и родители мальчиков отдали предпочтение кнопочному музыкальному телефону (82%), а не простому деревянному. Большинство родителей мальчиков и девочек выбрали цыпленка с заводным механизмом (68% и 64% соответственно) вместо такого же, но без механизма. Отсюда можно сделать вывод, что при выборе игрушек родителям важна сложность, внешняя красота, многообразие деталей или развивающее значение. Часто родители не учитывают психолого-педагогические требования, которые указывают на важность отсутствия строго определенного способа манипуляции, так как игра становится скорее упражнением или времяпрепровождением. Чем больше игрушка завершена, тем меньше простора для творчества она оставляет. Завершенные, сложные игрушки наперед определяют способы и характер действия с ней, приковывают ребенка к известным стереотипным движениям. Игрушки менее определенные и более простые допускают большое разнообразие игровых действий.

Анализируя данные, которые показывают учитывают ли родители этические характеристики игрушки, видно, что да, учитывают. Большинство родителей как мальчиков, так и девочек выбрали игрушки с добрым, нейтральным выражением лица, с пропорциональными частями тела, а также игрушки нейтральных, а не «кислотных» цветов.

Также, больше половины родителей выбрали конструкторы, соответствующие возрасту их детей. Конструкторы с возрастными рекомендациями «4+» выбрали родители девочек - 76%, родители мальчиков – 74%. При этом конструкторы с возрастными рекомендациями «8+», выбрали родители девочек - 24% и родители мальчиков - 26%, что тоже является большим количеством для данной характеристики.

Делая выводы, становится ясно, что сегодня, родители активно участвуют в игровой жизни своих детей 3-5лет, но тенденция такова, что взрослые нацелены на ранее развитие интеллектуальных способностей дошкольников, а не развития их сюжетно-ролевой игры благодаря которой происходит освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми и на этой основе – социальное и личностное развитие ребенка.

 

Список литературы:
1. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение – 1980
2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебн. Пособие для студ. сред. пед. учебных заведений М.:Издательский цент «Академия», 2001