Концептуальное проектирование системы грузоперевозок
Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Концептуальное проектирование системы грузоперевозок
В условиях современной экономики потребления важность развития систем по оперативной доставке грузов очень велика, в силу того, что потребность в грузоперевозках возникает ежедневно. Значительная часть грузов в народном хозяйстве (по данным Росстата-до 80% от общего количества грузоперевозок) перевозится автомобильным транспортом, который является неотъемлемой частью российской экономики, так как автомобильный транспорт всегда был и остаётся самым распространенным видом транспорта.
Автомобильный транспорт имеет массу достоинств по сравнению с другими видами транспорта, а именно: сравнительно недорогая стоимость перевозки, широкая транспортная сеть, которая позволяет осуществить доставку практически в любую точку страны, мобильность, возможность доставлять различные виды грузов, в том числе и опасные.
В этой связи возникает потребность в правильно выстроенной работе логистических отделов на предприятии. Актуальной задачей таких отделов является эффективное управление автотранспортом, что подразумевает оптимизацию маршрутов с целью уменьшения затрат при неснижающихся объемах грузоперевозок.
Для задач эффективного и своевременного расчета в потребности необходимого количества автотранспорта и составления оптимальных маршрутов для выполнения грузоперевозок необходимо смоделировать и разработать информационную систему «ИС ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ».
Все транспортные маршруты подразделяют на:
- маятниковый;
- кольцевой;
- комбинированный.
«Маятниковый маршрут – это такой маршрут, на котором путь следования транспортного средства (автомобиля, тракторно-транспортного агрегата) между двумя логистическими пунктами в прямом и обратном направлениях лежит по одной и той же трассе и неоднократно повторяется»[2].
Маятниковый маршрут может быть трёх видов:
1. С обратным холостым пробегом
2. С обратным гружёным пробегом
3. С обратным не полностью гружёным пробегом
Для задачи разработки информационной системы мы будем рассматривать маятниковые маршруты с обратным гружёным пробегом, так как коэффициент использования пробегов на таком маятниковом маршруте равен 1, соответственно, такой вид маятникового маршрута является самым эффективным.
«Маятниковый маршрут с обратным груженым пробегом обеспечивает полное использование пробега подвижного состава: груз перевозится на маршруте как из пункта А в пункт Б, так и обратно, то есть пункты А и Б в этом случае являются одновременно и пунктами погрузки, и пунктами разгрузки. Расстояние в прямом и обратном направлении одинаковое, что обеспечивает полное использование пробега подвижного состава, значит . За один оборот совершается две поездки (рисунок 1)» [1, с.61].
Рисунок 1. Схема маятникового маршрута с груженым пробегом в обоих направлениях
Основной функцией транспортных компаний, занимающихся перевозками грузов, являются прием заявок на перевозку груза и оказание услуг по своевременной доставке груза из начальной в конечную точку.
Рассмотрим описание технологического процесса предоставления заказчикам транспортных услуг оказываемых среднестатистическим транспортным предприятием.
Сотрудник диспетчерской службы принимает заявки на перевозку грузов от контрагентов. Диспетчер, с помощью информационной системы, анализирует возможность выполнения заявки (наличие свободных тягачей/прицепов и водителей) и рассчитывает предварительную стоимость доставки груза. Перед началом выполнения перевозки груза диспетчер ещё раз связывается с заказчиком и грузополучателем, чтобы уточнить параметры и актуальность заявки. Если все условия для своевременной доставки груза выполнены, сотрудник диспетчерской службы составляет график выполнения перевозок и распределяет задачи водителям, для которых в информационной системе формируются Маршрутные листы со всей необходимой информацией о заказе.
Концептуальная модель информационной системы «ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ» представлена на рис.2.
Рисунок 2. Концептуальная модель информационной системы «ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ»