Статья:

Проблема смерти и бессмертия в философии

Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Азимова Л.А. Проблема смерти и бессмертия в философии // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(47).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема смерти и бессмертия в философии

Азимова Лолита Александровна
студент, Ульяновский Государственный Технический университет, РФ, г. Ульяновск
Волков Михаил Павлович
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Ульяновский Государственный Технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

В чем заключается смысл существования? Какое место человек занимает в этом мире? Какова миссия каждого из нас в жизни? Эти вопросы волнуют людей уже на протяжении многих веков, и именно философия имеет возможность осветить эти вопросы, помочь понять жизненные смыслы человека в течении его жизни.

Человек - единственное существо во Вселенной, которое способно осознавать конечность собственного существования, и это порождает вопрос о смысле жизни. Этим он отличается от других форм жизни.

Вопрос о смысле жизни интересовал человека всегда.

Ответ на него искали Демокрит и Эпикур, в поисках понимания природы блага и основ нравственности человека его  рассматривали Сократ, Платон, Аристотель. В современной философии проблема смысла жизни становится основной для философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, К. Ясперс, Г. Марсель и др.)

«Человек - это такое бытие в мире, которое, пребывая в бытии, сопряженным с бытием - озабочен им, печется о нем, задается вопросом о нем и вопрошает его» [1, c. 21] .

Один из основателей немецкого экзистенциализма М. Хайдеггер считал, что главная задача философии - ответить на вечные вопросы о смысле человеческой жизни. Именно эта способность человека является основным признаком личности.

Стремясь к свободе, человек чувствует заботу, тревогу и тяжесть мира и необходимость постоянно утверждать себя в нем. «Человек познает бытие постоянно, через все, что происходит и все, что он делает.

Мы смотрим на мир,  и у нас возникает множество вопросов к нему и определения нашего места в нем. Через разум, волю, чувства мир предлагает нам ответы на наши тревожные вопросы»[2, c.51].

Один из важных признаков существования человека – это время. Ничто не вечно, и человек не является исключением.

Время нашей земной жизни ограничено, и мы все это прекрасно понимаем. Ориентируясь на будущее, прогнозируя его, человек преодолевает страх от осознания собственной конечности.

В чем же заключается смысл жизни? Ради чего мы живем и «хватаемся» за жизнь? Ради чего люди вообще появились на свет, почему мы существуем, какую миссию призваны выполнить? Античные мыслители часто видели смысл жизни в удовольствии, когда человек, не ограничен ни в чем, но при этом он может самосовершенствоваться. Представители Киренской философской школы Аристиппа и Федор считали, что смысл жизни – это наслаждаться тем, что есть в данный момент, настоящим.

В эпоху Просвещения смысл жизни человека понимается как возможность утверждение его как личности. Кант считал, что смысл жизни человека заключается в осознании им своего человеческого бытия. И. Фихте видел смысл бытия в самосовершенствовании и гармонии с собой и т.д.

Процесс рождения и смерти побуждает нас к размышлениям о промежутках между этими процессами, о времени жизни, данном каждому человеку. Так уж сложилось, что все, что имеет начало - имеет и конец, это относится и к нашей жизни.

Смерть является прекращением жизнедеятельности организма - это общераспространенное определение понятия «смерть». Но с философской точки зрения, оно не является достаточным. Смерть ,действительно, является прекращением жизнедеятельности, но это еще и возможность для перехода из одного измерения в другое.

С религиозной точки зрения, «смерть не является окончательным завершением жизни, а только прекращением жизни души в теле» [3, c. 73].Понятием, противоположным понятию жизни, является бессмертие.

Бессмертие - это вечное существование, полное исключение смерти.

С естественнонаучной точки зрения, бессмертие невозможно, т.к. это противоречит самому содержанию понятия живого. Религиозное понимание природы человека трактует бессмертие иначе.

Религии от самых древних до современных понимают бессмертие в двух качествах: или как вознаграждение за достойную жизнь, или же в качестве наказания за греховные поступки. Идея бессмертия души – основа всех религиозных систем.

Человеку очень трудно понять сущность бессмертия, поскольку оно выходит за пределы его земного, физического существования.

Мысли о бессмертии и стремление обрести его - это стремление выйти за пределы природного мира, в котором все живое свидетельствует о неотвратимости конца.

Философия, которая порой признает тезис о бессмертии души, все-таки стремится решить проблему смысла жизни шире и более тесно связывает ее решение с реальной, доступной нашему познанию действительностью. Осмысление собственной смертности в рамках личного будущего опыта становится определенным средством для создания другой динамики жизни, для  поиска путей сохранить память о своем существовании в той или иной форме. Когда человеку это удается, он обретает бессмертие.

 

Список литературы:
1. Илюшенко В.И. Отец Александр Мень: жизнь, смерть, бессмертие / В.И. Илюшенко. - Москва: Эксмо: Книгоноша, 2013. – С. 670.
2. Калугина С.А. Жизнь-смерть-бессмертие в духовной традиции русской культуры / с.А. Калугина. – М.: Пашков дом , 2010. - С. 73-77.
3. Соболь, А.А. Тайны смерти и бессмертия: может ли человек жить вечно? / А.А. Соболь. - Москва: Эксмо, 2011. – С. 189.