Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья
Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья
PROFESSIONAL WORK WITH CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES
Darya Kotenyova
student, Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir
Elena But
student of Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir
Irina Tvelova
scientific director, associate Professor, Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir
Аннотация. В статье рассматривается организация профориентационной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья. Статья содержит результаты исследований и практическую разработку средств профессионального самоопределения. Обосновываются этапы профориентационной работы в системе специального образования.
Abstract. The article discusses the organization of vocational guidance work with children and adolescents with disabilities. The article contains the results of research and practical development of professional self-determination tools. The stages of vocational guidance work in the special education system are substantiated.
Ключевые слова: профориентационная работа, дети и подростки с ОВЗ, этапы профориентации, система специального образования.
Keywords: vocational guidance work, children and adolescents with disabilities, vocational guidance stages, special education system.
В настоящее время очень актуальна и недостаточно изучена область специального (дефектологического) образования, т.е. профессиональное самоопределение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Профориентационная работа является системой государственных мероприятий, предназначенных для решения задач, связанных с рациональным использованием рабочих кадров. Она не является самостоятельной дисциплиной, и поэтому применяет данные из других наук (психология, педагогика, медицина, социология, экономика и др.). Прежде всего, эффективность профориентации обуславливается при помощи:
- анализа способностей и наклонностей человека,
- учета мотивационной сферы личности (интересы, стремления и т.д.),
- рейтинга потребностей производства в специалистах определенного профиля.
Выбор профессии будет верным тогда, когда человек сам осознает значимость и необходимость выбора своей специальности, которая при этом соответствовала бы его интересам и способностям [2, с. 327]. Поэтому можно сказать о том, что процесс профориентации направлен на профессиональное самоопределение учащихся. Любая коррекционно-воспитательная работа в специальном образовательном учреждении (в том числе и профориентация) подразумевает глубокое изучение состава учащихся, поэтому профориентации немыслима без понимания их особенностей.
У многих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья работоспособность снижена, проявляется невнимательность, быстрое утомление, не достаточная выносливость. Это можно объяснить не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы. Пристального внимания требуют дети со значительным снижением умственного развития. Их можно признать непригодными к обучению в профессиональных отраслях, но ведь именно у таких детей и подростков отмечается большое количество положительных качеств, таких как: трудолюбие, исполнительность, терпение, психологическая выносливость.
Специалист в области профессиональной и психологической реабилитации людей с ОВЗ Елена Михайловна Старобина считает, что профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья состоит из нескольких этапов [3, с. 85]:
1) исследование трудовых возможностей обучающихся в целях предварительного отбора для обучения определенному виду труда. Задачами этого этапа являются: исправление дефектов личности, коррекция психических функций, формирование навыков самообслуживания.
2) обучение воспитанников в кружках и мастерских, выявление способностей и интересов. Задачи этапа: развитие мотивационно-потребностной сферы и отработка навыков самообслуживания.
3) приобщение воспитанников к занятиям по интересам, формирование профподготовки. Задачи: трудовая реабилитация, расширение социального опыта.
На начальном этапе формирования профессионального самоопределения у учащихся специальных школ серьёзных отклонений от нормы не наблюдается. Сложности начинают проявляться в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения – профессиональной направленности и самосознания.
Багаж знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья среднего звена о профессиях ограничен. Такие дети не могут разделить профессии по роду занятий (творческие, промышленные, сельскохозяйственные и т.п.). Зачастую они не имеют представлений об отраслях, в которых они могли бы трудиться. Интерес к изучаемой профессии проявляется не особо. У обучающихся старших классов круг интересующих их профессий сужается и охватывает известные им профессии. Чаще всего об этих профессиях они узнают от родителей или в школе.
В настоящее время дети и подростки с ОВЗ оказываются в довольно сложных условиях. Их ограниченность социального опыта приводит к узкому кругозору в области существующих видов профессий и их содержании. Многие отрасли профессиональной деятельности им недоступны, но даже овладение доступной профессией требует от людей с ОВЗ серьёзной и длительной работы. Поэтому профориентационная работа с такими детьми должна носить программный, системный характер, подталкивать их к выбору доступной профессии [1, с. 23].
Профориентация с детьми с ОВЗ должна проходить непрерывно. Прежде всего, её нужно начинать с определения возможности освоения детьми и подростками хоть какой-то профдеятельности. Профориентационная работа подготовительного этапа является основой всей помощи школьникам в выборе профессии (осуществляется на уроках окружающего мира, труда и т.д.). Основной этап приходится на период обучения детей профессиям на уроках труда. На итоговом этапе предусмотрено уточнение профессиональных предпочтений школьников, обобщение представлений о профессиях.
Таким образом, профессиональная ориентация является процессом длительным, который охватывает весь период пребывания детей и подростков с ОВЗ в образовательном учреждении. И только лишь при проведении комплексного систематического педагогического воздействия на детей и подростков с ОВЗ работу по профориентации можно считать верной и научно обоснованной.