Статья:

Поведенческий портрет наблюдаемого - в психологическом исследовании

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Волкова Н.Ю. Поведенческий портрет наблюдаемого - в психологическом исследовании // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(35).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Поведенческий портрет наблюдаемого - в психологическом исследовании

Волкова Наталья Юрьевна
студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри
Шахмалова Ирина Жаповна
научный руководитель, кан. пед. наук, доцент Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри

 

Аннотация. В данной работе был составлен поведенческий портрет мужчины, с помощью метода наблюдения используя следующие критерии (мимика, внешний вид, отношение к себе и окружающим, поведение в основной деятельности) Проанализировано поведение и привычки человека. Прописаны определения и представления поведенческого портрета.

 

Ключевые слова: наблюдение, испытуемый, поведенческий портрет, поведение, характер.

 

Поведенческий портрет - совокупность общих закономерностей поведения человека, таких как речь, жесты, мимика и т.д.

Для того, что бы составить поведенческий портрет, следует проанализировать поведение и привычки человека.

То, как человек разговаривает, как жестикулирует, как ведет себя в обществе, в конфликтных ситуациях [3,c. 69].

Такие ученные как Кудряшова С.В., Юнина Е.А. предлагают следующие представления о психологическом портрете личности:

1) социально демографические признаки;

2) социально-психологические признаки;

3) индивидуально-личностные [3,c. 34].

В настоящее время психология рассматривает проблему познания личности по ее внешности в рамках взаимосвязи внешности и личностных свойств. Значит, возможно, разглядеть четыре ключевых метода знания личности на основании трактовки внешности:

  1. аналитический, когда каждый из элементов внешности связывается с конкретными психологическими свойствами;
  2. эмоциональный - качества личности приписываются человеку в зависимости от внешности человека;
  3. перцептивно-ассоциативный - испытуемому приписываются качества другого человека, который имеет сходство с ним;
  4. социально-ассоциативный - человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия его внешности [4,c. 342].

«Наблюдение имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой — непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя». Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением "со стороны"[2,c. 232].

Преимущества метода наблюдения:

  • позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;
  • одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.;
  • произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;
  • достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения;
  • Оперативность получения информации;
  • Относительная дешевизна метода.

На результаты наблюдения могут повлиять:

  • настроение наблюдателя;
  • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому;
  • предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);
  • комплексность наблюдаемых ситуаций;
  • усталость наблюдателя ;
  • адаптированность наблюдателя к происходящему [1,c. 61].

Целю данной работы является, составить поведенческий портрет испытуемого. Построить описание его поведения, опираясь на данные полученные в результате наблюдения по определенным параметрам. В виду того, что наблюдение проходило в домашней обстановке, это позволило проанализировать поведенческий портрет более разносторонне.

Исходя из того, наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований, наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога. В процессе данной работе мы получили практические навыки по составлению психологического портрета по методу наблюдения. Что для меня как для студента данной специальности было очень интересно и полезно.

Предметом наблюдения, является поведение взрослого человека в естественных среде, которое анализируется исходя из различных ситуаций. Параметры, которые могли бы быть выдвинуты не могут охватить все ситуации и обстоятельства, в качестве плана исследования выдвигаются следующие параметры, по которым мы будем проводить наблюдение за испытуемым:

- поведение по отношению к другим людям, сюда включено способ установления контакта, характер, стиль общения;

- отношение к окружающим

- отношение к себе

- мимика

- поведение на работе (как в основной деятельности);

- отдельные особенности внешнего вида.

- поведение в психологически значимых ситуациях

Для составления поведенческого портрета личности используется метод наблюдения.

Наблюдением именуется целенаправленное, санкционированное восприятие и регистрация поведения объекта. Объективное, т. е. внешнее наблюдение – самый незатейливый и более известный способ из всех беспристрастных способов изучения. Ведущее превосходство этого способа заключается в том, что он дает вероятность исследовать психологические процессы в натуральных критериях.

Испытуемый – мужчина 28 лет, в браке, есть ребенок, имеет высшее образование и работает по специальности.

Наблюдение за испытуемым проводилось в домашней обстановке, использовался дневник наблюдения.

Мимика

Мимика яркая, часто улыбается. По выражению лица можно, сразу понять что случилось, не умеет скрывать эмоции.

Внешний вид

Уделяет должное внимание внешнему виду, всегда ходит опрятным и чистым, что очень важно для него.

Отношения с окружающими

Легко идет на контакт с окружающими, общение с незнакомыми людьми у него не вызывает трудностей. Умеет поддержать, разговор, очень тактичный по отношению к окружающим.

Отношение к себе

Имеет здоровую самооценку. Умеет нести ответственность за свои поступки, умеет принимать решения, достаточно, лоялен по отношению к себе умеет расслабляться и легко переключается с одного вида деятельности на другую, следит за здоровьем, всегда опрятен. Хороший словарный запас, речь четкая.

Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.

При выполнении важного задания сосредоточен, владеет самоконтролем, старается начатое доводить до конца.

В конфликтной ситуации сохраняет равновесие, контролирует свои эмоции, старается найти компромисс, если это позволяет ситуация.

Поведение в основной деятельности

Основным видом деятельности испытуемого является работа.

На рабочем месте выделяется, ответственностью, делает работу в поставленные сроки. Предъявляет для себя высокие цели.

В результате своего наблюдения за поведением испытуемого, я пришла к следующим выводам:

Испытуемый – человек со здоровой самооценкой, и со здоровым эгоизмом, на работе отмечают как хорошего работника, имеет много друзей и легко очень заводит новые знакомства, в эмоциональных ситуация сохраняет спокойствие, сдержан на проявления внимания к близким, спокойный, целеустремленный.

В настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее индивидуальных особенностей.

Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических явлений, которыми являются своеобразное для данного человека мышление и его поведение.

 

Список литературы:
1. Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003. - Глава 4. С. 38-61.
2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.
3. Корнилова, Т.В. Метод наблюдения: Психологическое наблюдение как метод и методика [Текст] / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект-Пресс. – 2003. – 112с.
4. Тутушкина, М. К. Практическая психология: учебное пособие / М. К. Тутушкина - СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2001г. - 368 с.