Статья:

Экономика и нравственность

Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Зубкова Н.С. Экономика и нравственность // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(46).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Экономика и нравственность

Зубкова Наталья Сергеевна
студент, исторического факультета, ФГБОУ ВО «АГПУ», РФ, г. Армавир
Богданова Ардема Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «АГПУ», РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь нравственности и экономики. Рыночная экономика увеличивает черты, свойственные человеческому обществу или человеку. Стремление к превосходству человеческой природы в условиях переходной рыночной экономики рассматривается как научная проблема становления и развития экономической культуры, а также как часть становления гражданского общества.

Abstract. The market economy increases the characteristics of human society or man. The pursuit of the superiority of human nature in a transitional market economy is considered as a scientific problem of the formation and development of economic culture, and also as part of the development of a civil society.

 

Ключевые слова: экономическая культура, рынок, рыночная экономика, гражданское общество.

Keywords: economic culture, market, market economy, civil society.

 

В русском языке достаточно много антонимов, но такие слова как нравственность и экономика являются, пожалуй, самыми противоположными. Термины « Экономика» и «Нравственность» не встречаются в одних и тех же словарях.

Нравственность относится к этической категории, которая обозначает совокупность чувств и понятий, определяющих отношение человека к людям и к обществу в целом.

Сферу нравственности формируют отношения между индивидами, которые построены на основе норм морального права. Задачи обеспечения жизнеспособности человека образуют принципы нравственности, тем самым усиливая саму жизнеспособность. Личность растет по поступкам. Взаимоотношения людей зависят от множества факторов. Дело в том, что нравственность и есть часть взаимоотношений людей.

А как же связан с этим понятием рынок? Так, рынок – это не что иное, как совокупность социально-экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. В виде этих благ выступают – товары и услуги. Так как это сфера социально-экономических отношений, то следует сделать заключение о том, что это так же сфера взаимоотношений людей.

Термин «Экономика» (греч. Oikos – дом, родина; nomos – знание, учение, наука) обозначает науку о способах управления домашним хозяйством, домом, который со временем стал объединять все более крупные хозяйственные единицы.

Так, например, крупный древнерусский памятник «Домострой», - это перевод на русский язык древнегреческой экономики. Его, просто говоря, заимствовали. Этот интересный памятник экономической культуры России, редактором и автором этого произведения был Сильвестр. В нём описаны нормы духовного поведения, а так же нормы хозяйствования.

Первоначальные смыслы экономики как хозяйственной системы совсем не противоречили нравственным нормам морали и трудовой этики. Экономика означает вести хозяйство. Бытовые моменты жизни  в «Домострое» освещались нравственными установками божественных истин. Благословенная денежка – это символ праведной жизни. Вся экономика Домостроя построена на православной этики.  Она же в свою очередь ничуть не противоречит законам морали. Живость – это основа жития, то есть это свое имущество, хозяйство. Следовательно, домашняя живость – тоже живость.

Адамс Смит (1723 – 1790) был классиком экономической теории, а так же он был профессором нравственной философии Университета в Глазго, и до написания основного труда «Исследование  о природе и причинах богатства народов» он выпустил книгу «Теория нравственных чувств». Тем самым ученый смог совместить две абсолютно, как казалось бы на первый взгляд, противоположные сферы человеческих отношений.

Исследуя две стороны человеческой природы – альтруистическую и корыстную, Адам Смит сделал вывод о том, что человеком, который достигает личную выгоду или общественную пользу, движет одно и то же нравственное чувство – любовь.

Основная проблема состоит в определении путей развития ценностей экономической культуры России, а так же в разрешении противоречий между эмпирическим материалом, который накоплен в истории хозяйства и отсутствием целостной теории, формулирующей ценностно-мотивационные аспекты человеческой культуры. Быстро воспроизводство духовно-ценностных смыслов, которые влияют на экономику и на управление ею, происходило под воздействием различных факторов, таких как: национальные, политико-идеологические, религиозные и личностные.

В связи с этим все социально-экономические конструкции необходимо подвергнуть историко-культурному анализу. Ведь без него невозможно изучить данные аспекты. Так как социальное развитие общества в различные эпохи зависит от экономического развития этого общества. В связи с этим можно подчеркнуть то, что это две взаимодействующие между собой сферы жизни общества.

Экономическая культура содержит в себе образцы ценностных позиций, действий и взаимоотношений. Экономическая культура – это совокупность элементов и феноменов культуры, экономического созниния, поведения, экономических институтов, которые обеспечивают воспроизводство экономической жизни общества. Она не может существовать сама по себе, без социальных и политических структур, культурных форм и нравственных законов.

В теории и практике культурологи остаются мало изученными категории экономической культуры, не рассмотрены ее исторические типы, а также связь этой категории с человеческой природой. Известно то, что экономика оказывает значительное влияние на развитие культуры. Следовательно, связь между этими двумя сферами нерушима.

К вопросу о том, как же формируются социально экономические ценности. Можно сказать, что ни формируются как непосредственно в самой  хозяйственной деятельности, так и за ее пределами.  Поэтому экономическая культура как основа общественного воспроизводства – не что иное, как влияние культуры на  сферу социально-экономических отношений, с отражением в ней духовных составляющих социально-культурных основ жизни.

Никто не станет отрицать уровень высокой производительности, которой можно достичь специализацией; но по мере того как работа становится проще и легче усваивается, она также делается все более и более монотонной и скучной, и у рабочих является неотступная потребность разнообразить свою деятельность и искать случая применить к делу все свои навыки. Человечество приходит к сознанию того, что обществу вовсе невыгодно приковывать человека на всю жизнь к одному месту работы.

Обоснование духовных ценностей путём изучения исторического опыта и основ экономической культуры может дать необходимые толчки для активизации продуктивной хозяйственной деятельности в национальной экономике, в том числе и российской. [3]

В православной этике  призвание и предназначение человека в мире, понятие о неприкосновенности личности неизбежно сопровождаются представлением об обязанности и правах труда, заботой об обеспечении своей жизни. Живя своим трудом, человек не будет отнимать чужое и приобретает все необходимое для того, чтобы не зависеть от чужого. [4]

На ряду  этическим стоит такое понятие и как «экономика». В нашем мире эти два понятия существуют одновременно и не противореча друг другу.  Ведь это целая система.

Переходя к экономическим критериям, необходимо отметить такие понятия как : инфляция, уровень ВВП , уровень безработицы, уровень жизни и другие. Однако мало кто задумывался о таком критерии, как уровень нравственности в экономике.

Нравственность в обществе вносит в экономику этого общества так называемый «ограничитель» безграничных потребностей, когда по экономическим законам этого «ограничителя» нет , а  существует всепоглощающий эгоизм каждого, который приводит, по словам Смита, к всеобщему развитию. Однако, как видно из практики, такое отношение имеет ряд негативных последствий, например, такие как:  экологические проблемы на планете, паразитирование некоторых слоев в обществе, целых государств, увеличению неравенства в обществе. Революционное поведение в обществе с такими принципами стало нормой и является основой для кризисов, как экономических, так и социальных.

Следует отметить, что не экономика двигает общество, а общество экономику, так как не будь общества, не было бы и экономики. И, исходя из этого, уровень нравственности общества играет важную роль в том, в какую сторону и как будет двигаться экономика в целом, будет ли она иметь большие спады и подъемы или будет ближе к своему идеалу, как будет выглядеть этот идеал. 

Нравственность в обществе напрямую влияет на качественные процессы в экономике общества, что может повлечь за собой повышение конкурентоспособности производимой продукции , а это и есть важный фактор движения экономики в целом.  Лидерские качества без нравственного содержания приводят к застойным явлениям в общественном развитии, а их закрепление законодательной базой приводит к деградационным процессам в самой такой элите. 

Этика человеческих отношений, включая деловую культуру, требует воспитания чувств. А это процесс долгий, который может длиться не только годами, но периодами жизни целых поколений, когда духовно-нравственные сокровища, собранные предками, являются порою единственным, но воистину бесценным достоянием потомков. Ведь даже умение «держать удар», — а это выражение, по-моему, популярно в деловой среде, — это тоже категория из области культуры чувств и убеждений, которая формируется не в один день.

 

Список литературы:
1. Малый экономический словарь: 12000 терминов / под ред. Азрилияна А.Н. М.: 2000. 
2. Смит. А. Теория нравственных чувств... перевод. М. 1868.
3. Домострой / под ред. Колесова В.В., Рождественской В.В. СПб.:  Наука, 1994.
4. Свод нравственных принципов и правил хозяйствования // Православная беседа. М. 2004.
5. Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. СПб. 2003.