Статья:

Рынок труда как объект государственного регулирования

Конференция: CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Колоколова В.В. Рынок труда как объект государственного регулирования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(109). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(109).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Рынок труда как объект государственного регулирования

Колоколова Валерия Владимировна
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск
Смоленская Светлана Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

В современном мире рыночные отношения правят всей сферой экономики, поэтому возникает необходимость рассмотрения рынка труда. Рынок труда занимает центральное место в экономике государства.

Российский рынок труда представляет собой систему разнородных региональных рынков. Для некоторых из них характерна высокая занятость, широкий выбор вакансий и низкая безработица (Москва, Санкт-Петербург, ЯНАО, Чукотский АО, ХМАО). При этом существует группа регионов, которые не могут обеспечить рабочими местами значительную часть населения (Республики Алтай, Тыва, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария)[1].

В Хабаровском крае, республиках Мордовия и Алтай наблюдается сокращение количества рабочих мест в связи с закрытием ряда крупнейших предприятий, широкое распространение неофициальной занятости. На Сахалине, в Приморье, Иркутской и Ярославской областях отмечаются активные миграционные процессы, приток неквалифицированной рабочей силы из стран СНГ. В результате возникает структурная безработица: не хватает врачей, высококвалифицированных строителей, инженеров. В Новосибирской и Тверской областях, Татарстане и Санкт-Петербурге высок уровень экономической активности, строительства дорог и жилья, значительную долю занимает рынок услуг и торговли, большая доля занятых приходится на малый бизнес, наблюдается положительная миграция из соседних регионов.

Рынок труда как важная многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества требует квалифицированного регулирования. На современном этапе развития отечественного рынка труда сложились следующие проблемы:

1.невысокая экономическая эффективность занятости ,проявляющаяся в отставании от развитых стран по производительности труда ,вынужденной   неполной  занятости, скрытой безработицы и теневого рынка труда, производстве неконкурентоспособного продукта, который не находит сбыта на рынке;

2.отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики;

3.рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки;

4.превышение предложения рабочей силы над спросом;

5.низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию;

6.отсутствие целостного законодательства и механизма, защищающего права работников и работодателей [2, c.56].

Необходимо отметить, что современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Под государственным регулированием рынка труда понимают мероприятия государства, направленные на снижение безработицы, создание рабочих мест и подготовку кадров. Регулирование со стороны государства должно нести в себе такие меры , которые бы уменьшили отрицательный эффект рыночного механизма.

На сегодня проблема рынка занятости населения признана на государственном уровне , и государство активно направляет все средства и методы на преодоление этого негативного явления.  Основной целью государственного регулирования рынка труда является достижение, полной , продуктивной занятости населения, а также обеспечение народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Методы государственного воздействия на сферу труда и занятости предусматривают:

1.Экономические методы. Стимулирование государством инвестиций в экономику ,что выступает главным условием создания новых рабочих мест.

2.Административные методы предполагают создание рабочих мест, лицензирование деятельности организаций, управление демографическими и миграционными процессами.

3.Организационные методы предполагают создание государственных и негосударственных центров занятости населения, обучающих центров в системе профессионального образования.

4.Информационные методы. Воздействие на поведение субъектов рынка труда путем их информирования о соотношении спроса и предложения, наличии вакансий.

5.Нормативно-правовые методы. Принятие соответствующих законодательных актов, разрешающих и стимулирующих те или иные формы развития трудовых отношений и создание институтов, осуществляющих наблюдение и контроль за рынком труда.

Таким образом, представленные методы обладают как прямым, так и косвенным влиянием и находят свое применение в зависимости от конкретной ситуации на рынке труда и занятости. Решение  проблем отечественного рынка труда в современных условиях связано с применением основных мероприятий ,осуществляющихся с помощью взаимодействия различных методов.

В завершение следует отметить, что роль государственного регулирования на рынке труда очень высока, так как со стороны государства разрабатываются самые различные механизмы по изменению ситуации, связанной с безработицей, инфляцией, динамикой спроса и предложения.

 

Список литературы:
1. Орлов Д, Постников Е. Кривая Филлипса: инфляция и NAIRU в российских регионах. Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/File/115690/pc_reg.pdf (Дата обращения: 10.12.2020).
2. Смоленская С.В.  Проблемы и перспективы развития рынка труда в РФ. Вестник Ульяновского государственного технического университета ,2018. №4 (84). С.56-59.