Терроризм и проблема международной безопасности
Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Терроризм и проблема международной безопасности
Аннотация. В этой научной работе были рассмотрены нормативно-правовые основы и основные способы борьбы с международным терроризмом в РФ. Изучались различные подходы к пониманию понятия международного терроризма и превентивных мер в отношении данного явления.
Ключевые слова: международный терроризм, ликвидация террористических угроз, превентивные меры.
Противодействие терроризму одна из актуальнейших тем в мировой повестке дня. В настоящее время терроризм серьезно дестабилизирует развитие международных отношений. Мировым сообществом предпринимаются значительные усилия, направленные на противодействие терроризму.
В современных условиях общество сталкивается с различными видами терроризма (религиозный, социальный, бомбовый, ядерный, информационный, технологический, индивидуальный и коллективный, государственный и международный, националистический, компьютерный (или как гего еще часто делится называют — «кибертерроризм») и т. п.), а также с различными проявления террористической деятельности (тираноборство, диверсия, экстремизм, сепаратизм и т. п.) [16, c. 105].
В истории развития мирового терроризма выделяются впять основных период этапов [17]:
1-й На этап (эпоха раннего зтерроризма) охватывает период стот зарождения второй терроризма т до 40-х в годов вXIX века, когда закладываются ггосновы современного терроризма, и возникают первые организации.
2-й период этап (эпоха классического терроризма) приходится на вторую действующий половину XIX — упервые два кдесятилетия XX века. В период выработки основных форм и методов террористической деятельности, оформления классических образцов стратегии и тактики террористов.
3-й видами этап (переходный) охватывает период начала 20-х — конца 50-х переход годов XX века и, в свою очередь, делится на две стадии. На первой стадии, (20-е — его вторая половина 40-х от гг.) терроризм с из индивидуального и группового Противодействие превращается в постоянно действующий фактор политической жизни многих противодействие стран. На второй стадии (вторая половина 40-х — конец 50-х гг.) терроризм временно локализуется в периферийных районах мира. Происходит переход к преимущественно групповым разновидностям террористической активности, возникновение новых форм и методов террористической борьбы.
4-й этап — городской герильи (60-80-е гг. XX в.) ознаменовался возникновением крупных организованных террористических группировок, усилением изощренности тактики и жестокости, применяемых методов воздействия на общество и государство, кооперацией и интернационализацией связей террористов и их нелегальных организаций. Кульминацией этого этапа стало превращение терроризма в глобальный фактор международной политики.
5-й этап (эпоха современного терроризма) характеризуется масштабностью и крайней степенью общественной опасности террористических акций. Терроризм трансформировался в глобальную проблему современности, а ее решение превратилось в политическую, экономическую и геостратегическую схватку за мировое господство.
В РФ терроризм официально криминализован, это выражается в статье 205 УК РФ и в иных нормативно-правовых актах [4]. С этого момента была принята Глобальная контртеррористическая стратегия в сфере предотвращения терроризма и борьбы с этим явлением существующей действительности во всех его формах и проявлениях, предполагающая соблюдение государствами — членами ООН соответствующих обязательств в области международного права, в том числе, норм, затрагивающих права человека, беженцев и такую область, связи как международное гуманитарное право. Одна из резолюций Генеральной от Ассамблеи ООН призвала государства мира направить усилия в целях заключения обобщающей конвенции, касающейся о международного терроризма [1].
Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 Декабря 1994 года сформировала и обозначило общее официальное отношение стран-участников ООН к мировому терроризму как к явлению, идущего в разрез с ценностями и целями мирового сообщества. Страны - участники выразили общие осуждение преступной природы терроризма, подчеркнули несоответствие актов, методов и практик терроризма общепринятым целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года призвана бороться не со следствием и последствиями самого терроризма, а направлена на один из инструментов возникновения терроризма, его материальной основой - финансированием.
РФ и будущими странами- участниками Шанхайской организации сотрудничества, руководствуясь целями и принципами Устава ООН, прежде всего касающимися поддержания международного мира и безопасности, развития между государствами дружественных отношений и сотрудничества 15 июня 2001 года в Шанхае была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Помимо вышеозначенных целей и принципов Устава ООН, подписавшие конвенцию страны руководствовались так же принципами Алма-Атинского совместного заявления от 3 июля 1998 года, Бишкекской декларации от 25 августа 1999 года, Душанбинской декларации от 5 июля 2000 года и Декларации о создании «Шанхайской организации сотрудничества» от 15 июня 2001 года.
Страны -участники Шанхайской организации дали определения терроризму, экстремизму и сепаратизму, обозначили сферы сотрудничества в борьбе с указанными явлениями и обозначили общие методы противодействия.
Федеральный закон от 2006 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ № 35-ФЗ» дает терроризму определение в качестве идеологии насилия и практики от воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанными с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [6].
Терроризм как политика в современных условиях проявляется в качестве области двух основных формах [15, c. 114]:
первая – использование террористических организаций отдельными свое государствами для достижения «чужими руками» своих от эгоистичных целей;
вторая – устремление террористических организаций к завоеванию политической власти в определенных регионах мира.
Борьба с международным терроризмом в современных условиях осуществляется Российской Федерацией в рамках созданной системы противодействия терроризму.
Основой создания общегосударственной системы противодействия терроризму в России считается Указ Президента Российской Федерации от 1996 года «О мерах по усилению борьбы с терроризмом». В нем была впервые нормативно закреплена идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом. В дальнейшем основные положения Указа нашли свое юридическое оформление в Федеральном законе 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [5].
Противодействие терроризму рассматривается как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по [17, c. 275]:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Таким образом, противодействие терроризму включает в себя три основных задачи: профилактику, борьбу и ликвидацию последствий.
Противодействие терроризму определяется в качестве деятельности расследо органов власти государства и органов местного самоуправления по предупреждению за терроризма, в частности, по выявлению и устранению причин, минимизации условий, предрасполагающих к совершению террористических актов, иначе их говоря, в форме профилактики терроризма; выявления, пресечения, предупреждения, раскрытия, расследования террористического акта, а именно, в виде государства борьбы с терроризмом; минимизации, ликвидации последствий деятельности, как отдельных актов террористов и их организаций. Из вышеизложенного видно, Федера что направление противодействия терроризму объединяет в себе три базовых задачи: профилактику, борьбу, ликвидацию последствий. Профилактика в социальном аспекте определяется Российской Федерацией в качестве совокупности применяемых мер, ориентируемых на предупреждение тех или иных явлений социального и политического характера. Она предполагает деятельность органов государственной власти по предотвращению образования предпосылок формирования и начала активных действий террористических организаций [17, c.276].
Борьба с терроризмом — составная часть противодействия ему и проводится при помощи:
1) пресечения террористических актов с воздуха и на море;
2) проведения контртеррористической операции;
3) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации [11].
На сегодняшний день терроризм становится своеобразной формой политики не только нелегальных организаций и группировок, но и некоторых государств и политических партий. Данное положение дел критично сказывается на состоянии мира между государствами и может считаться предпосылкой к проявлению военной агрессии в глобальном и региональном масштабе. Угроза жизни и благосостоянию гражданам России и ее субъектов становится все реальнее. Образованная в Российской Федерации система противодействия терроризму подразумевает применение на практике мер профилактики терроризма, борьбу с данным социально-политическим явлением и ликвидацию последствий терактов.
Созданная в Российской Федерации система противодействия терроризму предусматривает практическое проведение мер профилактики терроризм, борьбу с этим социально-политическим явлением и ликвидацию последствий террористических актов [11].
Все это положительно влияет на социально-политическую ситуацию в Российской Федерации и снижает активность террористических формирований и организаций. А те проявления терроризма, которые наблюдаются сейчас, являются отголосками кризисных явлений, потрясших Россию в 90-е годы прошлого века, а также международного финансового кризиса и застарелого межгосударственного противоборства нашей страны и Запада.
На основании всего вышеизложенного, терроризм в современном мире приобретает глобальный характер и перманентно развивается, затрагивая самые разные сферы жизни общества. Именно поэтому правительство Российской Федерации и правительства зарубежных стран ведут активную деятельность с целью борьбы с террористической угрозой как в местном масштабе, в пределах территории конкретного государства, так и в глобальном масштабе, путем согласованных действий и сотрудничества с органами иностранных государств.
Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами в России устанавливаются основные способы, методы противодействия терроризму. На мировом уровне данные положения находят закрепление в международных конвенциях, соглашениях, а также в Глобальной контртеррористической стратегии.