Выявление роли инфраструктуры в экономике страны с помощью эконометрического исследования
Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Выявление роли инфраструктуры в экономике страны с помощью эконометрического исследования
Зависимость между развитием инфраструктуры и экономическим ростом очевидна уже из определения инфраструктуры. Так, под «инфраструктурой» понимается совокупность отраслей, предприятий и отдельных хозяйствующих субъектов, входящих в состав этих отраслей, видов их деятельности, призванных обеспечивать условия для нормального, непрерывного функционирования производства и обмена товарами, а также, в целом, для жизнедеятельности людей. Тем не менее, учёные экономисты всегда стремились доказать важность инфраструктурных инвестиций в системе государственных и частных финансов посредством построения различных моделей, в том числе и математических. Так же не менее важным было определить и более обширный спектр эффектов от реализации инфраструктурных проектов для более рационального принятия решений. Поэтому на тему роли инвестиций в социально-экономическом развитии было написано много научных работ.
Впервые эту тему в своих работах описал Адам Смит. Смит провёл логическую цепочку от роста количества объектов инфраструктуры к национальному богатству. Так без дорог, транспорта нет общественного разделения труда, также и не растёт производительность труда, без которой невозможен экономический рост [1].
В 1989 году Асчауэр Д.А. выявил связь между этими двумя факторами посредством расчёта коэффициента эластичности. Им была произведена оценка коэффициента эластичности выпуска продукции к объёму инвестиций в инфраструктуру на уровне 0,39. Так, по результатам данного исследования видно, что увеличение объёма инвестиций в инфраструктурные проекты на 1% способствует увеличению выпуска продукции на 0,39%.
Исследовательское подразделение Всемирного банка выявило, что в развитых странах с высокими показателями экономического развития протяжённость дорог в 59 раз выше, чем в странах с низкими показателями [2].
В работе Головко Ю.В. выявил зависимость между инвестициями в строительство новых инфраструктурных объектов и созданием новых рабочих мест для местного населения. Так было установлено, что в РФ при увеличении финансирования в строительство на 1% от ВВП создается 1,29 млн. новых рабочих мест, что составляет 1,68 % от всего экономически активного населения [3].
Проведём собственный анализ влияния инвестиций в транспортную инфраструктуру (инфраструктурные инвестиции в транспорт занимают наибольшую долю в структуре всех инвестиций в инфраструктуру) на рост наиболее важного для экономики показателя: Внутреннего Валового продукта, на основе актуальных данных из статистического банка ОЭСР.
Таблица 1.
Данные об инвестициях в транспортную инфраструктуру (млрд. руб.) и ВВВ в текущих ценах (млрд. руб.) РФ. Составлено авторов на базе данных статистического банка ОЭСР. [4]
год |
Инвестиции в транспортную инфраструктуру, млр. руб. |
ВВП в текущих ценах, млр, руб |
1995 |
18,85 |
1537,06 |
1996 |
26,24 |
2160,38 |
1997 |
32,53 |
2520,49 |
1998 |
36,81 |
2829,42 |
1999 |
75,37 |
5189,69 |
2000 |
135,82 |
7860,72 |
2001 |
149,07 |
9623,1 |
2002 |
123,87 |
11653,42 |
2003 |
188,34 |
14226,65 |
2004 |
249,52 |
18340,06 |
2005 |
277,15 |
23275,97 |
2006 |
310,29 |
28992,63 |
2007 |
447,97 |
35811,04 |
2008 |
708,83 |
44459,47 |
2009 |
567,67 |
41799,42 |
2010 |
617,14 |
49879,13 |
2011 |
759,41 |
60282,54 |
2012 |
820,16 |
68163,88 |
2013 |
834,43 |
73133,89 |
2014 |
753,87 |
79199,66 |
2015 |
756,02 |
83232,62 |
2016 |
927,69 |
86043,65 |
На основе исходных данных построим эконометрическую модель:
Рисунок 1. Эконометрическая модель зависимости двух переменных «инвестиции в инфраструктуру – ВВП». Составлена автором в программе Gretl
Как мы можем заметить, наши показатели взяты с логарифмами, так как при оценке таких моделей для показателей (таких как ВВП) используется именно такой подход.
Можем заметить, что объем инвестиций значим на 95% уровне значимости.
Чтобы убедиться в правильности модели проведем тесты на наличие автокорреляции и правильную спецификацию модели.
Рисунок. 2. Тест Дарбина-Вотсона
Рисунок. 3. Тест Бриша-Годфри
Как мы можем убедиться оба теста на автокорреляцию показали ее отсутствие, что означает они распределены независимо друг от друга. Данное условие является необходимым условием для получения состоятельных МНК - оценок параметров регрессии.
Рисунок. 4. Тест Рамсея
А также, изучив тест Рамсея в трех вариантах (квадрат и кубы, кубы, квадраты), который отвечает на вопрос, надо ли включать в регрессию степени независимых переменных, можно сделать вывод о правильной спецификации модели, так как во всех трех тестах p-значение > 0,05. Что означает правильную функциональную зависимость.
Обратившись к графикам можем прийти к выводам о наличии положительной прямой связи между признаками – по мере роста объемов инвестиций растет и ВВП.
Рисунок 5. Наблюдаемые и расчётные I_v4
Наша регрессия имеет вид:
l_v4 = 4,78 + 0,960*l_v2_1
где v4 – это объем ВВП, l_v4 – это логарифм от ВВП, а v2 – это объем инвестиций в инфраструктуру, l_v2_1 –это логарифм от объема инвестиций в инфраструктуру взятый с лагом 1.
Следовательно, можно интерпретировать модель, что при увеличении объема инвестиций на 1% объем ВВП увеличится на 0,96%.
R² = 0,9777 или 97,8% — это говорит о том, что вариация результативного признака в среднем на 97,8% объясняется вариацией факторного признака — инвестиции в инфраструктуру. Полученное значение детерминации свидетельствует о наличии сильной, выраженной связи между признаками.
Таким образом, на базе эконометрического исследования можно сделать вывод, что роль инфраструктуры в экономике страны крайне велик. Главной задачей государства в области создания объектов инфраструктуры учесть все внешние социально-экономические эффекты для того чтобы принять правильное решение и реализовать наиболее выгодные для общества инфраструктурные проекты.