Статья:

Анализ критических работ по творчеству И. Бродского

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Бокова Л.М., Бокова Д.М. Анализ критических работ по творчеству И. Бродского // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ критических работ по творчеству И. Бродского

Бокова Лейла Мухмадовна
студент ФГБОУ «Ингушский государственный университет». РФ, г. Магас
Бокова Дали Мухмадовна
студент ФГБОУ «Ингушский государственный университет». РФ, г. Магас

 

Аннотация. И. Бродский – известный поэт 20 века, который, несомненно, заслуживает внимания читателей и критиков. В данной статье подробно рассматриваются критические работы, посвященные и раннему и позднему этапу в творчестве поэта. Проводятся параллели между некоторыми точками зрения критиков. Приведены имена и названия критических работ всех крупных критиков, которые работали в данном направлении.

Abstract. I. Brodsky is a famous poet of the 20th century, who undoubtedly deserves the attention of readers and critics. This article discusses in detail the critical work devoted to the early and late stages in the work of the poet. Parallels are drawn between some points of view of critics. The names and titles of critical works of all major critics who worked in this direction are given.

 

Ключевые слова: критика, Бродский, труд, работа, критическая статья, цикл, Кенигсберг, поэт, 20 век, русская литература. 

Keywords: criticism, Brodsky, work, work, critical article, cycle, Koenigsberg, poet, 20th century, Russian literature.

 

И. Бродский - удивительный поэт не только благодаря собственному художественному стилю, пронзительной тонкости душевного восприятия, способности к глубочайшей рефлексии, наполненности произведений проблемами эпохи, но и особому положению среди критиков и исследователей его творчества. И. Бродского либо превозносили, либо отвергали. В связи с этим в литературоведении можно встретить большое количество противоречивых статей и заметок, в которых рассматривается и выносится самая разная оценка его произведения.

И. Бродский начал писать стихотворения в восемнадцать лет. Впервые произведение «Баллада о маленьком буксире» напечатали в 1962 году в детском журнале «Костер». С критикой этого произведения выступили Я. Лернер, М. Медведев и А. Ионин в статье «Окололитературный трутень». Бродского обвинили в «паразитическом образе жизни». Статья полностью состояла из клеветы на автора: Стихи Д. Бобышева были выданы за стихи Бродского, вырваны из контекста строки из поэмы «Шествие», также ими были изменены строки из стихотворения «Люби проездом родину друзей…», включив в него строки «люблю я родину чужую». Состоялся суд, на котором поэта приговорили к пяти годам принудительных работ. Общественность была возмущена приговором, и срок сократили.

Дмитриева С.В. также выступила с критикой в адрес И. Бродского. Она отмечает, что поэт постоянно использует подробные назойливые перечисления и повторы, бессобытийные беспочвенные отступления и описания, создающие видимость топтания на месте. Дмитриева также считает, что поэзия Бродского бесстрастная и в ней практически отсутствует чувство времени и пространства.

В 1963 году в свет выходит небольшой «Кенигсберский цикл» стихов, который сразу же привлекает внимание критиков своей обращенностью к традициям и отечественной и зарубежной литературы.

В своем цикле автор использует образы и темы других авторов с целью отражения памяти и прошлого. Первым критическим отзывом становится отзыв В. Венцелова, в котором он отмечает, что в первом стихотворении «В ганзейской гостинице «Якорь» описание мира не лишено оттенка своеобразной симпатии к описанному миру, в котором герой, казалось бы, полностью погружен. Но важно отметить, что лирический герой все же отличается от окружающих: он является носителем исторической и личной памяти. Память у Бродского всегда связана с совестью, так же как и у Н. Карамзина.

Вторым произведением цикла является «Einem alten Architekten in Rom», которое является наиболее обширным и состоит из 114 строк. Оно написано на кенигсбергскую тему и в кругу друзей называлось просто «Кенигсберг». В стихотворении рассказывается про странствия призрачного путешественника в коляске среди руин и теней, его философских размышлений о смерти и строении души. Произведение имеет 2 подтекста: во-первых, оно отсылает к образцам «кенигсбергского текста» русской литературы, к Н. Карамзину, во-вторых, отсылает к знаменитым стихам Уоллеса Стивенса «То an Old Philosopher in Rome». Как мы видим, названия обоих стихотворений схожи.

В 1965 году выходит стих «На смерть Элиота». Позже   в 1975 году Дж. Янечек напишет работу «Стихи на смерть Элиота», в которой исследователя интересует особа мелодика поэзии Бродского. Позже интерес к мелодике стихотворений проявят и другие литературоведы. Стиль И. Бродского начинает привлекать внимание критиков все той же мелодичностью и выразительностью.

Янечек считает, что это стихотворение, состоящее из 82 строк разделено на три части. Первая часть состоит из пяти октетов, написанных пятистопным ямбом, вторая – из одного октета, квинтета и моностиха, а третья – из семи катренов, написанных четырехстопным хореем.

Популярность поэта росла, а вместе с ней интерес критиков и литературоведов к его творчеству. Наибольшее количество литературно-критических работ посвящено зрелому этапу его творчества.

В 1987 году выходит статья Ю. Колкера «Несколько наблюдений о стихах И. Бродского», в котором критик дает высочайшую оценку поэтическому таланту поэта. Критик пишет, что Бродский в русской литературе сыграл такую же роль, что и Ломоносов, Брюсов, Маяковский. Он считает, что поэзии поэта свойственен нигилизм, яркий индивидуализм и бесстрашие. Также ей свойственен, по мнению критика, эпатаж, который с годами не ослабевает, но от этого стихи автора лишь выигрывают.

В 1986 году О. Максимова пишет статью, в которой пишет, что Бродский является крупнейшим из ныне живущих поэтов. Но она обвиняет его в излишней навязанной эротичности в стихах, и считает их низкими и постыдными.

Такого же мнения и Т. Костина, чья критическая статья с негативной оценкой пошлой эротики была опубликована в 1986 году. М. Крепс в своем труде «О поэзии Бродского» пишет, что «сниженный словарь» автора является достижением в русской литературе, таким образом преодолевается стерильность советской литературы.

Такого же мнения был и Ю. Лотман, который говорит о том, что оригинальность философской лирики Бродского проявлялась в особом стиле поэта, основанного на парадоксальном.

Б. Шерр пишет статью после смерти Бродского, которая во много перекликалась с работой Янечека Дж. «Стихи на смерть Элиота». В ней представлен анализ строфики и мелодики поэта. Критик отмечает, что автор внимательно и аккуратно относился к строфике, он стремился ее разнообразить, например, двадцать различных рифмовок сонета в «Двадцати сонетах к Марии Стюарт».

Главным достижением Бродского является возросшее понимание русскими поэтами существенных семантических и структурным эффектов, создаваемых искусственным использованием строфики.

Таким образом, мы приходим к выводу, что ранние критические и литературоведческие работы освещали вопросы традиции, которую продолжил автор, выбора тем, наиболее актуальных для автора, и особенности строфики.

Труды, посвященные зрелому периоду творчества писателя, анализируют причины стремления к эпатажу, отмечают новаторский стиль и особенности строфики. Исследователи приходят к выводу, что поэт испытывал желание войти в плеяду лучших поэтов 20 века. Все материалы объединяет предельно противоположная точка зрения на творчество И. Бродского. Нейтральная и спокойная оценка его творчества не была дана ни одним литературоведом. В 21 веке поэзия И. Бродского продолжила оставаться в поле внимания литературоведов, которые старались чаще всего дать комплексную оценку всему поэтическому наследию поэта. 

 

Список литературы:
1. Баткин Л.М. Тридцать третья буква: заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского.  - М.: Издательский центр Российского гос. гуманитарного университета (РГГУ), 1997. 
2. Бобров А. Иосиф Бродский. - М.: Лабиринт, 2014. 
3. Бродский И. Избранное. - М.: АСТ, 2015. 
4. Венцлова В. «Кенигсбергский текст» русской литературы и Кенигсбергские стихи Иосифа Бродского // Как работает стихотворение Бродского. Из исследований славистов на Западе / под ред. М. Лосева. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 14-17 с.
5. Волгина А. Иосиф Бродский // Вопрос литературы. – М.: №3, 1996. - 13-17 с. 
6. Дмитриев С.Ю. Творчество И. Бродского // Роман-газета. – М.: 1963. - №12. – 19 с. 
7. Костина Т. Поэзия Бродского // Русская мысль. – М.: 1986. - №3640. - 27-29 с. 
8. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. М.: Анн Арбор: Ардис, 1984.
9. Лотман Ю. Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») / Избранные статьи: в 3-х т. – Таллин: Александра, 1993. - 294-307 с.