Стратегический анализ отраслевой и конкурентной среды компании ПАО «МТС»
Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Стратегический анализ отраслевой и конкурентной среды компании ПАО «МТС»
Рассмотрим конкурентную и отраслевую среду компании ПАО «МТС» на примере модели пяти рыночных сил М. Портера, к которым относятся такие факторы, как отраслевые и потенциальные конкуренты, покупатели и поставщики, а также товары-субституты [1, c. 106-107]. В каждом блоке данного анализа будут отражены ключевые бизнес-направления компании, влияние пяти сил Портера на которые представляется автору работы наибольшим.
Отраслевые конкуренты. По данным на 2015 год в отрасли телекоммуникаций представлены следующие наиболее крупные компании: ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» (Билайн), ООО «Т2 РТК Холдинг» (Tele2), ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» (Мотив), АО «СМАРТС-Самара» (Смартс), «Yota» и другие. На текущий момент выделяют три крупных игрока на рынке телекоммуникаций (Big-3): МТС, Вымпелком и Мегафон. Уровень конкуренции среди данных компаний – высокий. По данным за 2016 год «МТС» занимает наибольшую долю рынка (31%), второе место – «Мегафон» (30%), третье – «Вымпелком» (23%). Остальные операторы составляют 16% [2]. Рассмотрим разницу в выручке и прибыли компаний-конкурентов, образующих Big-3.
Таблица.
Основные финансовые показатели компаний Big-3 сферы телекоммуникаций
|
МТС |
Мегафон |
Вымпелком |
Выручка от продажи, рубли |
314 325 168 000 |
286 658 000 000 |
272 433 120 000 |
Чистая прибыль, рубли |
50 658 752 000 |
36 605 000 000 |
19 787 561 000 |
Чистые активы, рубли |
37 232 654 000 |
149 680 000 000 |
108 279 709 000 |
Из таблицы видно, что МТС является абсолютным лидером по выручке от продажи и чистой прибыли. Так по показателю выручки от продажи МТС опережает Мегафон на 17%, Вымпелком на 15%, а по показателю чистой прибыли – Мегафон на 38%, Вымпелком на 156%. Однако, по количеству чистых активов МТС занимает третье место, уступая Мегафону в 4 раза, а Вымпелкому почти в 3 раза.
На рынке информационных технологий у группы компаний МТС тоже есть ряд конкурентов. Так дочерняя компания МТС – Энвижн групп – по итогам 2016 года заняла 21 место среди крупнейших IT-компаний России [3]. Ее отраслевыми конкурентами являются компании: Optima, Инфосистемы Джет, Сбербанк-Технологии, Центр Финансовых Технологий, Сател, AT Consulting, АйТи и т.д.
На рынке спутникового телевидения конкурентами МТС являются Триколор ТВ, НТВ-ПЛЮС, SkyNet и другие.
Рассмотрим отраслевых конкурентов для розничного бизнеса МТС – компании «РТК». Ими являются магазины электроники, крупнейшие из которых: Связной, Евросеть, М.Видео, MediaMarkt, Эльдорадо, DNS, Ситилинк, Юлмарт и другие.
Определим ключевые компетенции компании МТС, то есть те уникальные факторы, тот «опыт, который очень трудно или невозможно копировать» [1, c.109-111]. К ним можно отнести: объем инвестиций для создания конкурентных производств, сильный бренд, доступность ресурсов, сети сбыта (в частности, РТК) и клиентские отношения, а также сложность достижения эффекта синергии. К барьерам выхода с рынка – «факторам, связанным с потерями, которые несет фирма, прекращая бизнес в данной отрасли» [1, c.109-111] – относятся потери вложенных инвестиций, снижение репутации и бизнеса компании, а также потери, связанные с необходимостью проведения мероприятий по демонтажу и утилизации.
Потенциальные конкуренты. Отраслевые барьеры входа на рынок телекоммуникаций для новых игроков очень большие, так как чем больше сим-карт продаёт компания, тем обслуживание отдельной сим-карты обходится дешевле (эффект масштаба при производстве). Компании-новичку придется вкладывать огромные средства на оборудование, лицензирование, технологии и инвестиции в имиджевые факторы. Таким образом, существующие высокие барьеры для входа на рынок являются предпосылкой того, что на текущий момент рынок сотовой связи перенасыщен, нет надобности, а также возможности в появлении новых потенциальных игроков.
Но так как с 2016 года одним из стратегических направлений МТС является «диджитализация» [4], то у компании появляются новые потенциальные конкуренты – крупные ИТ-компании, к которым можно отнести Яндекс, Google, Mail.Ru Group, WarGaming, EPAM, Luxoft и другие.
Потенциальными конкурентами МТС в сфере розничной торговли могут стать универсальные интернет-магазины. По данным рейтинга интернет-магазинов, составленного в рамках проекта RUWARD в 2016 году, интернет-магазин МТС занимает 23 место [5]. В случае, если другие интернет-магазины примут решение о диверсификации своего бизнеса и начнут смещать свой фокус в сферу товаров электроники, то конкурентами МТС могут стать shoppinglive.ru, my-shop.ru и другие.
Товары-заменители. Товарами-заменителями для сотовой связи МТС являются бесплатные приложения Viber, Skype, WhatsApp, Telegram [6], а также социальные сети (Вконтакте, Facebook и т.п.). Эти платформы позволяют клиентам общаться с помощью доступа в Интернет без использования стандартных сообщений с сим-карты и голосовых звонков. Но стоит отметить, что использование данных товаров-заменителей невозможно без наличия доступа к сети Интернет.
В качестве товаров-заменителей фиксированной связи, реализуемой с помощью дочерней компании МГТС, могут выступать как непосредственная мобильная связь МТС, так и выше перечисленные приложения.
Товарами-заменителями для спутникового телевидения МТС служит Интернет, в особенности wi-fi сети, на компьютерных и мобильных устройствах. Так домохозяйства могут не стремиться подключить систему спутникового ТВ-вещания в связи с возможностью посмотреть телепередачи или фильмы в режиме реального времени с помощью сети Интернет.
Поставщики. Рынок мобильной связи является в большей степени рынком высокотехнологических услуг. Поставщиков капитального оборудования, такого как оборудование для базовых станций и серверов, существует немного, однако крупных покупателей также ограниченное число. Помимо МТС, покупателями могут быть и другие отраслевые конкуренты.
В качестве поставщиков электроники выступают компании-производители мобильных телефонов, планшетов и аксессуаров к ним. Среди них можно выделить такие компании, как Apple, Samsung, Sony, Huawei, Lenovo и т.д.
По данным интервью с менеджером организации, «количество поставщиков МТС исчисляется сотнями, а со многими из них у компании установлены долгосрочные партнерские отношения».
Потребители. Потребителями компании МТС являются жители России и стран СНГ – владельцы сим-карт, пользователи фиксированной связи, мобильных приложений и компьютерных платформ, покупатели электроники и спутникового ТВ-вещания.
Рассмотрим самую большую группу потребителей для компании МТС, а именно потребителей в сфере телекоммуникаций. Количество абонентов сотовой связи постоянно растет: родители покупают своим детям телефоны, абоненты молодеют и наоборот. Так пожилое население в настоящее время имеет возможность общаться со своими близкими ежедневно с помощью мобильного или стационарного телефона. Кроме того, потребители сотовой связи характеризуются приверженностью к одному оператору всей семьей из-за выгодности тарифов внутри сети. В результате, по данным годового отчета МТС за 2016 год абонентами компании были более 80 миллионов человек [4].
Таким образом, количество потребителей товаров и услуг МТС на текущий момент очень высоко. Более того, наблюдается тенденция к его росту.
На основе модели пяти сил Портера можно сделать вывод об отраслевой и конкурентной среде МТС. В качестве основных угроз для организации выступают следующие факторы: высокий уровень конкуренции между компаниями «большой тройки» в сфере телекоммуникаций, небольшой отрыв от ближайшего конкурента (компании Мегафон) по доле рынка, сильная конкуренция в отрасли информационных технологий, а также риск уменьшения или практического прекращения пользования услугами фиксированной связи и спутникового телевещания. В качестве возможностей МТС можно выделить такие факторы, как высокие барьеры на вход новых игроков на телекоммуникационный рынок в целом, большое количество потребителей и поставщиков, лидирующие позиции по доле рынка, величине чистой прибыли и выручке, а также широкая розничная сеть и активное развитие бизнеса в области информационных технологий.