Статья:

Стресс как причина развития профессионального выгорания

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Андреяшкин О.В. Стресс как причина развития профессионального выгорания // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(3).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Стресс как причина развития профессионального выгорания

Андреяшкин Олег Валерьевич
магистрант Гуманитарного института, Владимирского Государственного университета им. А.Г .и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир,
Акинина Евгения Борисовна
научный руководитель, канд. психол. наук доцент, Владимирского Государственного университета им .А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир

 

Сотрудники большинства современных организаций, профессиональная деятельность которых связана необходимостью осуществления эмоционально напряженных контактов в той или иной мере подвержены выгоранию (1, с.212).

Выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов сотрудников. A. Мороу сравнивал истощенное состояние психики «выгоревшего» работника с состоянием испорченного электроприбора с явными признаками перегрева по причине систематических перегрузок и замыканий (2, с.34). Профессиональное выгорание сотрудников приносит серьезные трудности для предприятий, такие как снижение качества продукции и услуг, падение репутации компании, ухудшение взаимоотношений в трудовом коллективе, отсутствие лояльности и преданности сотрудников в отношении организации, частые увольнения сотрудников, расходы на привлечение новых работников и их обучение (3, с.60). Профессиональное выгорание представляет собой многофакторный процесс, включающий взаимодействие стресса, особенностей центральной нервной системы и личности, производственной среды и др. (4, с.103).

Ведущим звеном в феномене профессионального выгорания и составляющей внутренних факторов является стресс. В 1936 г. канадский ученый Ганс Селье предложил концепцию стресса. В результате своих исследований он выяснил, что, не смотря на то, что причины стресса (стрессоры) могут быть совершенно различными (холод, болезнь, физическое насилие и проч.), и вызвать различные физиологические состояния, реакция на них организма и психики человека будет однотипной. Именно проявление однотипной неспецифической реакции оргазма на стрессор Г.Селье назвал термином «адаптационный синдром». В свою очередь – неспецифическую реакцию организма и психики на воздействие стрессора – он обозначил как «стресс» (5, с.8).

Селье выделил три стадии стресса:

1) стадия мобилизации, напряжения. В этот период возникает тревога, волнение.

2) стадия сопротивления и адаптации. В это период организм борется со стрессом и достигает равновесия.

3) стадия истощения. Длительный стресс приводит к тому, что организм постепенно уступает стрессу. Ресурсы организма снижаются, и адаптация меняется на дезадаптацию. Данная стадия ведет как к физическому, так и к психологическому разрушению организма (7, с.10).

В концепции В.В.Бойко процесс развития профессионального выгорания раскрывается через процесс развития стресса. Степень «выгорания» работников рассматривается на основании 12 показателей наличия определенных симптомов. Окончательно группы симптомов объедены в три фазы:

1) Тревожное напряжение – характеризуется симптомами:  концентрация на психотравмирующих переживаниях, отсутствие удовлетворенности, депрессия и тревожность.

2) Резистенция (сопротивление) – характеризуется симптомами: неадекватность эмоциональных реакций на внешние раздражители, утрата эмоциональных и нравственных ориентиров, снижение интенсивности эмоциональных реакций (с целью экономии сил психики), утрата профессиональных интересов и навыков

3) Истощение – характеризуется симптомами: почти полное отсутствие эмоционального реагирования, апатия, полная отстраненность, заболевания психосоматического характера (8, с.5).

Американский психолог Ричард Лазарус определил психологический стресс как реакцию, косвенно вызываемую психической оценкой вероятности угрозы и выработанными защитными механизмами, что отличает психологический стресс от физиологического стресса, который обычно стереотипно связан напрямую с раздражителем (8, с.95).

Р. Лазарус определяет стресс как связь между человеком и средой, которая оценивается им как обременяющая или превышающая его ресурсы и подвергающая опасности его благополучие. Это состояние в большей степени является продуктом когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, значения собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях, их адекватному выбору. Р. Лазарус придает особое значение когнитивной оценке стресса, утверждая, что стресс - это не просто встреча с объективным стимулом, решающее значение имеет его оценка индивидом. Р.Лазарус обозначил две, скудеющие друг за другом стадии процессов когнитивной активности, возникающие в процессе совладания с угрожающими обстоятельствами:

- начальная оценка ситуации, выявление степени её угрозы;

- вторичная оценка возможностей справиться со стрессом.

Здесь возможно проявление как прямой стратегии, так и стратегии переоценки:

1) стратегия прямых действий может проявляться активные действия (нападение), уходе (бегстве), пассивном состоянии (депрессия);

2) стратегия переоценки – процесс переосмысления ситуации, и оценивания её как мене опасной, нежели представлялось изначально, что в свою очередь снижает степень психоэмоционального возбуждения (8, с.96).

Одной из причин проявления профессионального выгорания у сотрудников предприятия является профессиональный стресс.

Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в определенных способах психического и физического реагирования в случае возникновения психологически сложных ситуаций в профессиональной сфере человека.

Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):

- Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в атмосфере высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ней) и быстрой переменной информационных параметров.

- Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией (9, с.59).

Таким образом, профессиональное выгорание представляет собой многофакторный процесс, который зависит от внешних (организационных факторов) и внутренних факторов (индивидуально-психологических особенностей). Развитие «выгорания» рассматривается в соответствии с механизмом развития стресса, проявляющегося в таких симптомах, как отсутствие удовлетворенности собой и своей деятельность, ощущение отсутствия выхода из сложной ситуации, утрата идейных и нравственных целей, безразличие, апатия и т.д. Крайними формами проявления выгорания являются - безразличие, равнодушие, душевная черствость. При этом возникновению «выгорания» также способствуют чрезмерная трудовая нагрузка, низкий уровень оплаты труда, однообразная и бесперспективная деятельность, отсутствие чувства собственной значимости на рабочем месте, что в конечном итоге приводит к резкому ухудшению качества жизни.

 

Список литературы:
1. Борисова М. В., Ансимова Н. П. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т.2. № 2. С. 212-215. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2011 2pp/50.pdf (дата обращения 11.04.2016).
2. Пряжников Н. С., Ожогова Е. Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 33-43. URL: http://msupsvi.m/articles/detail.php?article=5212 (дата обращения 27.05.2016).
3. Сайдутова З. С., Краснорядцева О. М. Эмоциональное выгорание у представителей помогающих профессий // В сборнике: Перспективы развития психологической науки и образования третьего тысячелетия Материалы III международной научно-практической конференции. СПб., 2015. С. 59-69. ISBN отсутствует.
4. Лисняк М. А., Горбач Н. А., Логинова И. О., Машукова М. А. Эмоциональное выгорание преподавателей медицинского вуза: проблема и пути ее решения // Сибирское медицинское обозрение. 2014. № 6 (90). С. 101 -105. ISBN отсутствует.
5. Щербатых Ю. В. Стресс и счастье на одну букву. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 112 с. ISBN: 978-5-2221-7855-3.
6. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Изд-во «Сентябрь», 2011. 260 с. ISBN: 978-5-94234-007-0.
7. Новгородцева Е. А. Эмоциональная устойчивость личности в пространстве, незащищенном от терроризма [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 1. ART 75029. URL: http://e-koncept.ru/2015/75029.htm. (дата обращения: 11.04.2016).
8. Щербатых Ю. В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах. М.: КНОРУС, 2011. 427 с. ISBN 978-5-406-00764-8.
9. Акимова А. Р. Практикум по психологии стресса: в 4 ч. Ульяновск: Зебра, 2015. Т.1, ч. 1. 126 с. ISBN 978-5-9907995-5-4.