Стресс как причина развития профессионального выгорания
Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Стресс как причина развития профессионального выгорания
Сотрудники большинства современных организаций, профессиональная деятельность которых связана необходимостью осуществления эмоционально напряженных контактов в той или иной мере подвержены выгоранию (1, с.212).
Выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов сотрудников. A. Мороу сравнивал истощенное состояние психики «выгоревшего» работника с состоянием испорченного электроприбора с явными признаками перегрева по причине систематических перегрузок и замыканий (2, с.34). Профессиональное выгорание сотрудников приносит серьезные трудности для предприятий, такие как снижение качества продукции и услуг, падение репутации компании, ухудшение взаимоотношений в трудовом коллективе, отсутствие лояльности и преданности сотрудников в отношении организации, частые увольнения сотрудников, расходы на привлечение новых работников и их обучение (3, с.60). Профессиональное выгорание представляет собой многофакторный процесс, включающий взаимодействие стресса, особенностей центральной нервной системы и личности, производственной среды и др. (4, с.103).
Ведущим звеном в феномене профессионального выгорания и составляющей внутренних факторов является стресс. В 1936 г. канадский ученый Ганс Селье предложил концепцию стресса. В результате своих исследований он выяснил, что, не смотря на то, что причины стресса (стрессоры) могут быть совершенно различными (холод, болезнь, физическое насилие и проч.), и вызвать различные физиологические состояния, реакция на них организма и психики человека будет однотипной. Именно проявление однотипной неспецифической реакции оргазма на стрессор Г.Селье назвал термином «адаптационный синдром». В свою очередь – неспецифическую реакцию организма и психики на воздействие стрессора – он обозначил как «стресс» (5, с.8).
Селье выделил три стадии стресса:
1) стадия мобилизации, напряжения. В этот период возникает тревога, волнение.
2) стадия сопротивления и адаптации. В это период организм борется со стрессом и достигает равновесия.
3) стадия истощения. Длительный стресс приводит к тому, что организм постепенно уступает стрессу. Ресурсы организма снижаются, и адаптация меняется на дезадаптацию. Данная стадия ведет как к физическому, так и к психологическому разрушению организма (7, с.10).
В концепции В.В.Бойко процесс развития профессионального выгорания раскрывается через процесс развития стресса. Степень «выгорания» работников рассматривается на основании 12 показателей наличия определенных симптомов. Окончательно группы симптомов объедены в три фазы:
1) Тревожное напряжение – характеризуется симптомами: концентрация на психотравмирующих переживаниях, отсутствие удовлетворенности, депрессия и тревожность.
2) Резистенция (сопротивление) – характеризуется симптомами: неадекватность эмоциональных реакций на внешние раздражители, утрата эмоциональных и нравственных ориентиров, снижение интенсивности эмоциональных реакций (с целью экономии сил психики), утрата профессиональных интересов и навыков
3) Истощение – характеризуется симптомами: почти полное отсутствие эмоционального реагирования, апатия, полная отстраненность, заболевания психосоматического характера (8, с.5).
Американский психолог Ричард Лазарус определил психологический стресс как реакцию, косвенно вызываемую психической оценкой вероятности угрозы и выработанными защитными механизмами, что отличает психологический стресс от физиологического стресса, который обычно стереотипно связан напрямую с раздражителем (8, с.95).
Р. Лазарус определяет стресс как связь между человеком и средой, которая оценивается им как обременяющая или превышающая его ресурсы и подвергающая опасности его благополучие. Это состояние в большей степени является продуктом когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, значения собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях, их адекватному выбору. Р. Лазарус придает особое значение когнитивной оценке стресса, утверждая, что стресс - это не просто встреча с объективным стимулом, решающее значение имеет его оценка индивидом. Р.Лазарус обозначил две, скудеющие друг за другом стадии процессов когнитивной активности, возникающие в процессе совладания с угрожающими обстоятельствами:
- начальная оценка ситуации, выявление степени её угрозы;
- вторичная оценка возможностей справиться со стрессом.
Здесь возможно проявление как прямой стратегии, так и стратегии переоценки:
1) стратегия прямых действий может проявляться активные действия (нападение), уходе (бегстве), пассивном состоянии (депрессия);
2) стратегия переоценки – процесс переосмысления ситуации, и оценивания её как мене опасной, нежели представлялось изначально, что в свою очередь снижает степень психоэмоционального возбуждения (8, с.96).
Одной из причин проявления профессионального выгорания у сотрудников предприятия является профессиональный стресс.
Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в определенных способах психического и физического реагирования в случае возникновения психологически сложных ситуаций в профессиональной сфере человека.
Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):
- Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в атмосфере высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ней) и быстрой переменной информационных параметров.
- Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией (9, с.59).
Таким образом, профессиональное выгорание представляет собой многофакторный процесс, который зависит от внешних (организационных факторов) и внутренних факторов (индивидуально-психологических особенностей). Развитие «выгорания» рассматривается в соответствии с механизмом развития стресса, проявляющегося в таких симптомах, как отсутствие удовлетворенности собой и своей деятельность, ощущение отсутствия выхода из сложной ситуации, утрата идейных и нравственных целей, безразличие, апатия и т.д. Крайними формами проявления выгорания являются - безразличие, равнодушие, душевная черствость. При этом возникновению «выгорания» также способствуют чрезмерная трудовая нагрузка, низкий уровень оплаты труда, однообразная и бесперспективная деятельность, отсутствие чувства собственной значимости на рабочем месте, что в конечном итоге приводит к резкому ухудшению качества жизни.