Статья:

К вопросу о конституционно-правовом статусе Центрального банка Российской Федерации

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шихова В.В. К вопросу о конституционно-правовом статусе Центрального банка Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(29).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о конституционно-правовом статусе Центрального банка Российской Федерации

Шихова Виктория Владимировна
студент, юридический институт, ВятГУ, РФ, г. Киров
Коротаева Ольга Анатольевна
научный руководитель, старший преподаватель ВятГУ, РФ, г. Киров

 

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ финансово-экономическую власть государства представляет Центральный банк РФ (далее – ЦБ РФ), который отличается особым конституционно-правовым статусом и располагает полномочиями по эмиссии рубля, а также проведением мероприятий по ее защите и устойчивости независимо от иных органов государственной власти [1]. Однако вопрос о том, какое место занимает ЦБ РФ в системе органов государственной власти, до сих пор является дискуссионным.

Конституционно-правовое регулирование деятельности ЦБ РФ отнесено к Федеральному закону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Но на наш взгляд, в данном законе конституционно-правовой статус ЦБ РФ не установлен.

Четкое определение статуса ЦБ РФ в современном законодательстве не сформулировано.

Отсюда в нормативных актах, различной учебной литературе можно выделить несколько подходов, касающихся вопросов статуса ЦБ РФ, и проанализировать каждый из них.

Согласно первому подходу ЦБ РФ возглавляет банковскую систему и является органом государственного управления.

Действительность данного подхода аргументируют соотнесением характеристик ЦБ РФ со специфичными признаками органов государственного управления, среди которых определены реализация в установленном законом порядке видов и форм деятельности, режим взаимодействия с другими публичными институтами власти, присутствие юридически определенной организационной структуры [2, с. 186-195].

Следовательно, данный подход определяет ЦБ РФ таким же государственным органом, как и Федеральное казначейство, Счетная палата и т.д.

Сторонники второго подхода придерживаются мнения, что ЦБ РФ является органом государственной власти.

Дискуссии по данной точке зрения ведутся до сих пор.

Следует отметить, что действительность данной позиции доказывают, основываясь на два основных направления [3, с. 173].

Первое направление связано с буквальным толкованием ч. 2 ст. 74 Конституции РФ, по которой ЦБ РФ реализует основную функцию, состоящую в защите и обеспечении устойчивости рубля «независимо от других органов государственной власти». Однако здесь выявляется противоречие ст. 10 Основного Закона государства, в котором перечислены только три вида органов государственного управления: законодательная, исполнительная и судебная власти, и ст. 11, в которой в перечисляемых органах государственной власти ЦБ РФ отсутствует.

Сторонники второго направления относят ЦБ РФ к государственному органу на его праве издавать указания, инструкции, положения, нормативные акты, которые носят обязательный характер для всех уровней власти.

Также ЦБ РФ полномочен направлять кредитным организациям предписания, обязательные к исполнению, по устранению выявленных нарушений и применении предусмотренных законом санкции к нарушителям. Аналогичными полномочиями обладает государственный орган.

Оппонентом данного подхода является профессор А.Г. Братко.

По его мнению, служащие ЦБ РФ не являются должностными лицами государственных органов и относятся к категории служащих, работающих не в государственной организации [4, с. 290].

Третий подход рассматривает ЦБ РФ как государственный орган, который по характеру деятельности близок к исполнительной ветви власти, но не включен в единую систему исполнительной власти [5, с. 35].

Это подтверждается отсутствием в Указе Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», определяющем структуру и статус органов исполнительной власти, упоминания о ЦБ РФ в качестве органа исполнительной власти.

Для представителей четвертого подхода ЦБ РФ является специфическим субъектом обособленной индивидуальной группы. Анализировать данную позицию можно, ссылаясь на несколько нормативно-правовых актов. Во-первых, при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год наряду с предложениями федеральных органов государственной власти, учитываются также предложения ЦБ РФ. Следовательно, формулировка, изложенная в данном федеральном законе, прямо не относит ЦБ РФ к федеральным органам государственной власти, выделяя его как специфическую группу субъектов, где он представлен в единственном числе.

Во-вторых, в ст. 71 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51‑ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается, что контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях создаются с привлечением специалистов государственных органов, а также иных органов и организаций, в число которых входят ЦБ РФ, Сберегательный банк РФ и территориальные учреждения ЦБ РФ. Таким образом, основываясь на данных положениях, можно сделать вывод, что ЦБ РФ не является государственным органом.

Следует также отметить, что конституционно-правовой статус ЦБ РФ осложнен не только противоречивостью данных подходов, но и наличием двойственности его правового статуса.

С одной стороны, ЦБ РФ – юридическое лицо, которое осуществляет банковские операции и получает прибыль, а с другой стороны, ЦБ РФ в 2013 году был наделен государственно-властными полномочиями в целях нормативного регулирования, надзора за банковской системой, финансовым и страховым рынками.

Подойдя к выводу, следует отметить следующее. Анализ характеристик ЦБ РФ показал, что Центральный банк наделен признаками органа государственной власти.

Для определения четкого конституционно-правового статуса ЦБ РФ можно предложить внести корректировку в существующие правовые нормы, регулирующие деятельность ЦБ РФ. По нашему мнению, ЦБ РФ необходимо включить в исполнительную ветвь власти.

Для этого необходимо внести изменения в действующий Указ Президента РФ № 314 от 09.03.2004 г.  «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» с отнесением ЦБ РФ к федеральным министерствам, агентствам или службам.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7 ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. 
2. Целыковский И.В. Реализация конституционных полномочий Центрального банка Российской Федерации // Матер. науч.-практ. конф. юрид. факультета Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина. – №14. – 2013. – С. 186–195.
3. Земцов А.С. Принципы финансовой деятельности Центрального Банка Российской Федерации (финансово-правовые аспекты): дис. … канд. юр. наук. – Саратов, 2014. – С. 173.
4. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). – М.: Гарант, 2007. – С. 290.
5. Очаковский В.А., Клепикова А.Ю. К вопросу о правовом статусе служащих Центрального банка Российской Федерации // Научный журнал КубГАУ – № 10. – 2013. – С. 35.