ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Конференция: CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Во все времена информация, предоставляющая определенного рода преимущества тому или иному субъекту, тщательно охранялась ее обладателем. К числу такой информации относится и коммерческая тайна.
В действующей редакции Федерального закона № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческой тайной является режим конфиденциальности указанной информации. Претерпел изменения перечень информации, составляющей такую тайну: законодателем расширен круг видов такой информации, в частности, в действующей редакции подчеркивается, что к данной информации могут быть отнесены сведения любого характера, в том числе организационные, кроме того, в отличие от положений закона о коммерческой тайне в редакции от 11.07.2011, действующая редакция не отождествляет ноу-хау с информацией, составляющей коммерческую тайну, последняя включает в себя ноу-хау, но не ограничивается им [1, ст. 3].
Владение коммерческой тайной в современных условиях — это тот инструмент, который позволяет получить ее обладателю конкурентные преимущества на рынке и привлечь дополнительные инвестиции. Защищенность от раскрытия и ограниченная известность являются условиями существования коммерческой тайны, а ее обладателем становится не только лицо, первым предложившее нечто новое и полезное, но и все другие лица, которым предоставлено право ее использования в трудовой деятельности с его согласия. Документ, который содержит коммерческую тайну, с первого взгляда очень просто определить, в верхнем углу содержится гриф ограничения доступа. Однако это не означает, что данная информация является ограниченной в пользовании, и далее, нужно принимать меры защиты, чтобы содержащаяся в документе информация не была доступна посторонним.
Для установления режима коммерческой тайны проводится ряд мероприятий в организации, которые можно обозначить как способы охраны и защиты коммерческой тайны.
Как правовая категория коммерческая тайна - это охраняемое законом право предприятия на засекречивание (ограниченный доступ) производственных, технологических, торговых, финансовых и других хозяйственных операций и документации по ним [2, c. 22].
Э. Я. Соловьев под коммерческой тайной понимает преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы» [3, c. 5].
Г. Д. Отнюкова отмечает, что «коммерческая тайна – это ценная для данного хозяйствующего субъекта информация, и на нее распространяются правомочия собственника: обладание, пользование, распространение, уничтожение ненужного, защита информации» [4, c. 38].
А. А. Шиверский рассматривает коммерческую тайну как защищаемые предприятием сведения в области производства, новых технологий, организационной, коммерческой и иной деятельности, имеющие для предприятия действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, раскрытие (утечка, разглашение) которых может нанести ущерб интересам предприятия [5, c. 21].
Итак, на основании изложенного, можно сделать вывод, что коммерческая тайна – это конфиденциальная информация, обладающая коммерческой ценностью, которая неизвестна широкой публике и к которой нет свободного доступа. Это может быть любая информация, дающая её обладателю преимущество на рынке: технологии производства, рецептуры, ноу-хау, бизнес-планы, маркетинговые стратегии, списки клиентов, программное обеспечение, базы данных, контракты с поставщиками и многое другое. Важно подчеркнуть, что для признания информации коммерческой тайной, она должна быть реально секретной, её разглашение должно причинять владельцу значительный экономический ущерб, а сама информация должна иметь реальную коммерческую ценность, обеспечивая конкурентное преимущество. Простое нежелание раскрывать информацию недостаточно.
Информация может относиться к понятию коммерческой тайны, если она отвечает следующим требованиям:
- имеет реальную или потенциальную коммерческую ценность из-за ее неизвестности третьим лицам;
- не подпадает под перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен и список информации, отнесенной к государственной тайне;
- нет свободного доступа к нему на законных основаниях;
- владелец информации принимает меры для защиты ее конфиденциальности.
Российское законодательство регулирует множество правоотношений, связанных с защитой конфиденциальных сведений. Для этого, создаются нормативно–правовые акты, регулирующие обращение с конфиденциальной информацией.