Статья:

ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Конференция: CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Алехина А.Г. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 47(279). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/47(279).pdf (дата обращения: 12.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Алехина Анна Георгиевна
магистрант, Донбасский государственный университет юстиции, РФ, г. Донецк

 

Во все времена информация, предоставляющая определенного рода преимущества тому или иному субъекту, тщательно охранялась ее обладателем. К числу такой информации относится и коммерческая тайна.

В действующей редакции Федерального закона № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческой тайной является режим конфиденциальности указанной информации. Претерпел изменения перечень информации, составляющей такую тайну: законодателем расширен круг видов такой информации, в частности, в действующей редакции подчеркивается, что к данной информации могут быть отнесены сведения любого характера, в том числе организационные, кроме того, в отличие от положений закона о коммерческой тайне в редакции от 11.07.2011, действующая редакция не отождествляет ноу-хау с информацией, составляющей коммерческую тайну, последняя включает в себя ноу-хау, но не ограничивается им [1, ст. 3].

Владение коммерческой тайной в современных условиях — это тот инструмент, который позволяет получить ее обладателю конкурентные преимущества на рынке и привлечь дополнительные инвестиции. Защищенность от раскрытия и ограниченная известность являются условиями существования коммерческой тайны, а ее обладателем становится не только лицо, первым предложившее нечто новое и полезное, но и все другие лица, которым предоставлено право ее использования в трудовой деятельности с его согласия. Документ, который содержит коммерческую тайну, с первого взгляда очень просто определить, в верхнем углу содержится гриф ограничения доступа. Однако это не означает, что данная информация является ограниченной в пользовании, и далее, нужно принимать меры защиты, чтобы содержащаяся в документе информация не была доступна посторонним.

Для установления режима коммерческой тайны проводится ряд мероприятий в организации, которые можно обозначить как способы охраны и защиты коммерческой тайны.

Как правовая категория коммерческая тайна - это охраняемое законом право предприятия на засекречивание (ограниченный доступ) производственных, технологических, торговых, финансовых и других хозяйственных операций и документации по ним [2, c. 22].

Э. Я. Соловьев под коммерческой тайной понимает преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы» [3, c. 5].

Г. Д. Отнюкова отмечает, что «коммерческая тайна – это ценная для данного хозяйствующего субъекта информация, и на нее распространяются правомочия собственника: обладание, пользование, распространение, уничтожение ненужного, защита информации» [4, c. 38].

А. А. Шиверский рассматривает коммерческую тайну как защищаемые предприятием сведения в области производства, новых технологий, организационной, коммерческой и иной деятельности, имеющие для предприятия действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, раскрытие (утечка, разглашение) которых может нанести ущерб интересам предприятия [5, c. 21].

Итак, на основании изложенного, можно сделать вывод, что коммерческая тайна – это конфиденциальная информация, обладающая коммерческой ценностью, которая неизвестна широкой публике и к которой нет свободного доступа.  Это может быть любая информация, дающая её обладателю преимущество на рынке: технологии производства, рецептуры, ноу-хау, бизнес-планы, маркетинговые стратегии, списки клиентов,  программное обеспечение, базы данных, контракты с поставщиками и многое другое. Важно подчеркнуть, что  для признания информации коммерческой тайной,  она должна быть реально секретной, её разглашение должно причинять владельцу значительный экономический ущерб, а сама информация должна иметь реальную коммерческую ценность, обеспечивая конкурентное преимущество. Простое нежелание раскрывать информацию недостаточно.

Информация может относиться к понятию коммерческой тайны, если она отвечает следующим требованиям:

  • имеет реальную или потенциальную коммерческую ценность из-за ее неизвестности третьим лицам;
  • не подпадает под перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен и список информации, отнесенной к государственной тайне;
  • нет свободного доступа к нему на законных основаниях;
  • владелец информации принимает меры для защиты ее конфиденциальности.

Российское законодательство регулирует множество правоотношений, связанных с защитой конфиденциальных сведений. Для этого, создаются нормативно–правовые акты, регулирующие обращение с конфиденциальной информацией.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации, 09.08.2004, № 32, ст. 3283. 
2. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. – 655 с.
3. Соловьев Э. Коммерческая тайна и ее защита. Главбух, 1995. - 48 с. 
4. Отнюкова Г. Д. Коммерческая тайна // Закон. 1998. № 2. С. 58-62. 
5. Шиверский А. А. Защита информации: проблемы теории и практики. М. : Юристъ, 1996. - 112 с.