Статья:

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Таборская А.С. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 47(279). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/47(279).pdf (дата обращения: 12.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Таборская Анастасия Сергеевна
студент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Буторина Анастасия Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. В статье представлена краткая характеристика младшего школьного возраста и описаны особенности социализации ребенка при использовании ресурсов читательского дневника как инструмента, способствующего формированию социального опыта ребенка.

 

Ключевые слова: социализация, социальный опыт, младший школьник, читательский дневник.

 

Младший школьный возраст – это важный этап в жизни ребенка. Он охватывает возраст от 6-7 до 10-11 лет, соответствующий 1-4 классам начальной школы [3]. Так же, это время интенсивного развития, формирования личности и подготовки к дальнейшему обучению. Но самое главное — это период формирования социального опыта у ребенка, то есть дети начинают активно осваивать социальные роли, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формируют собственные представления о добре и зле, справедливости и ответственности, находятся на новом этапе социализации.

В педагогической литературе существует большое количество определений «социального опыта», но самым точным, на наш взгляд, может считаться толкование А. В. Мудрика: «социальный опыт — это единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатлённых ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации» [2]. Тем не менее, социальный опыт – это неотъемлемый процесс жизни каждого человека, во время которого он получает жизненный опыт. Самым ярким периодом в формировании этого процесса, как было указано выше, является младший школьный возраст. Именно во время начальной школы у ребенка ярко запечатлеваются чувства и эмоции при взаимодействии с окружающими, таким образом он примеряет на себя не только роль ученика, но и принимает правила поведения в школе, на уроке, в группе. Отдельное внимание необходимо уделить организации социального опыта. А. В. Мудрик считал, что формирование социального опыта осуществляется через организацию уклада жизни и деятельности формализованных групп (коллективов), организацию взаимодействия, также через обучение, поощрение деятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы. Формирование социального опыта у обучающихся начальной школы происходить через работу на уроках (в парах, индивидуально, группах), посещение кружков, секций, внеклассных мероприятий, участие в программе «Орлята России», ведение различных дневников. Проанализировав все вышеперечисленные формы, методы и приемы для организации социального опыта, мы пришли к выводу о том, что ведение читательского дневника может стать эффективным инструментом, то есть расширяет кругозор детей и развивает эмоциональный интеллект. Раскроем суть ведения читательского дневника.

Читательский дневник – это специальная тетрадь или электронный документ, в котором ребенок фиксирует свои впечатления от прочитанных книг. Это не просто пересказ сюжета, а инструмент, помогающий развивать навыки чтения, критического мышления и творческого письма [1]. То есть, при ведении читательского дневника ребенок с помощью заданий погружается в ситуацию произведения. Стоит отметить, что все сказки, рассказы, басни, повести носят морально-нравственный характер, то есть учат чему-то. Отсюда следует, что при прочтении книги ребенок погружается в ситуацию, анализирует её и проигрывает.

Из всего вышеизложенного нами была реализована практика по внедрению в воспитательный процесс читательского дневника как средства формирования социального опыта в одной из школ Архангельской области в 3 классе.

Цель работы - способствовать формированию социального опыта у младших школьников через ведение читательского дневника.

Детям предлагался список из 2 книг на месяц с одним автором. Этот список они могли самостоятельно дополнить, понравившимися книгами. На октябрь 2024 года — это С. Аксаков. Обучающимся предлагалось прочитать следующие книги: «Аленький цветочек», «Лебедь».

Затем, прочитав одну книгу дети выполняли задания. Задания носили продуктивный характер, то есть необходимо было найти общие черты характера, мотивов, нарисовать словесный портрет героя, проанализировать отрывки из произведения с социально-значимыми действиями, разыграть сценку и многое другое (см. рисунок 1).

 

  

Рисунок 1. Страницы из читательского дневника

 

Результаты данной практики трудно диагностировать. Это связано с рядом причин. Одна из самых главных, на наш взгляд, причин - невозможность измерить баллами или одними наблюдениями развитие социального опыта у ребенка. Это можно сделать только в конкретной ситуации, в конкретное время и с конкретным морально-нравственным качеством. А представленная выше методика, способствует формированию морально-нравственных качеств в совокупности и носит отсроченный результат [1]. Хотя, бесспорно, этот опыт можно считать достаточно мощным инструментом социализации младшего школьника.

Таким образом, читательский дневник – это не просто тетрадь для записей, а действенный инструмент, способствующий формированию социального опыта у младшего школьника. Он помогает детям расширить кругозор, развить эмпатию, коммуникативные навыки и критическое мышление, что является основой для успешной социализации и гармоничного развития личности. Важным условием, наверное, будет являться факт выбора литературы для чтения и разработки системы заданий для детей.

 

Список литературы:
1. Киселева Н.В. Прочитать. Понять. Применить. Всё, или почти всё, о читательской грамотности: методическое пособие. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. - (Федеральные государственные образовательные стандарты). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/ (Дата обращения: 15.10.2024).  
2. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 — 304 с.  
3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. – 1971. - № 4. – С.6-20.