Статья:

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ЭЛЕКТРОАВТОМОБИЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Конференция: CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Колегов А.С. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ЭЛЕКТРОАВТОМОБИЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 46(278). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/46(278).pdf (дата обращения: 14.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ЭЛЕКТРОАВТОМОБИЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Колегов Александр Сергеевич
студент, Лысьвенский филиал, ФГАОУ Пермский национальный исследовательский политехнический университет, РФ, г. Лысьва
Красноборов Максим Иванович
научный руководитель, Лысьвенский филиал, ФГАОУ Пермский национальный исследовательский политехнический университет, РФ, г. Лысьва

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются перспективы развития электромобилей в странах с высоким уровнем технологий. России необходимо изменить приоритеты в сфере автомобилизации и срочно начать работу над возобновляемыми источниками энергии. Проанализирована стратегия развития автомобильной промышленности, рассчитанная до 2030 года.

 

Ключевые слова: автомобильный транспорт, электромобиль, зарядная станция, электрозаправка, электроэнергия.

 

В настоящее время автомобили пользуются широкой популярностью, однако они также выступают источником вредных выбросов. Решением этой проблемы могут стать электромобили. Эти транспортные средства не выделяют загрязняющих веществ в воздух, работают тише и обладают большей надежностью. Тем не менее, их распространение сдерживается из-за некоторых недостатков.

Тем не менее, несмотря на существующие ограничения и недостатки электромобилей, мировая тенденция к снижению выбросов парниковых газов и улучшению экологической обстановки оказывает значительное давление на все страны. Многие государства активно инвестируют в развитие инфраструктуры для зарядки электротранспорта и поддержку производства аккумуляторов, что постепенно устраняет одно из основных препятствий на пути распространения электромобилей. В этой связи становится очевидным, что глобальные изменения в транспортной отрасли неизбежны.

В России, несмотря на её богатые запасы нефтяных ресурсов, также наблюдаются активные шаги в сторону электрификации транспорта. Некоторые крупные города внедряют электробусы на маршруты общественного транспорта, что помогает снизить уровень загрязнения воздуха и улучшить качество жизни горожан. Кроме того, отечественные производители автомобилей и инновационные компании проявляют интерес к разработке и выпуску электромобилей, что может стать важным сигналом для изменения курса в будущем.[1]

Электромобиль является средством передвижения, которое движется благодаря одному или нескольким электродвигателям, работающим от независимого источника электроэнергии, в отличие от традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Основными элементами электромобиля являются:

  • Аккумулятор является тем самым «топливом», благодаря которому и приводится в движение двигатель. Именно от его ёмкости зависит запас хода. Батареи бывают никель-кадмиевые, натрий никель-хлоридные, литий-ионные, свинцово-кислотные;
  • Трансмиссия – передаёт крутящий момент от электродвигателя на колёса автомобиля (она отличается от стандартной, т.к. электродвигателю нужно только две передачи – вперёд и назад, из-за высокого момента вращения и эффективности во всём диапазоне работы);
  • Система управления, контролирующая процессы распределения крутящего момента, мощности и зарядки;
  • Бортовое зарядное устройство. Отвечает за возможность зарядки от домашней сети или от быстрых станций зарядки;
  • Непосредственно электродвигатель, состоящий из статора и ротора;
  • Кузов, все элементы экстерьера (салон, элементы управления и т.д.).

У электродвигателя множество преимущество в сравнении с топливным двигателем некоторые из них:

1. Высокая эффективность. В отличие от двигателей внутреннего сгорания, в которых значительная часть энергии топлива теряется в виде тепла, электродвигатели используют более 90% получаемой электрической энергии для выполнения полезной работы.

2. Экологическая безопасность электродвигателей. Они не производят вредных выбросов в атмосферу, таких как углекислый газ, оксиды азота и другие загрязнители, характерные для топливных двигателей.

3. Простота обслуживания и долговечность. Электродвигатели имеют меньше движущихся частей, что снижает вероятность механических поломок и уменьшает затраты на обслуживание. Кроме того, отсутствие необходимости в регулярных заменах масла и фильтров упрощает эксплуатацию и делает технику с электродвигателями более надежной и устойчивой к нагрузкам. [2]

По всему миру электромобили находят обширное применение: от семейных автомобилей до грузовиков для перевозки разных грузов. В России использование электрокаров обретает популярность. Несмотря на то, что в крупных городах активно развивается инфраструктура для экологически чистых транспортных средств, государство не торопится отменять пошлины на импорт, утилизационные сборы, НДС и другие дополнительные платежи на ввоз электромобилей из-за рубежа.

Исходя из этого правительство хочет избежать конкуренции для отечественного автопрома, но если пошлины на Solaris, Rio, Polo и Rapid ещё оправданны, так как они являются прямыми конкурентами Lada Vesta, то в плане электромобилей России конкурировать просто нечем.

Сейчас электросетевые компании заинтересованы в инвестиционном проекте, связанном с популяризацией электромобилей. Целью проекта является строительство и развитие сети электрозаправочных станций. Это позволит внедрить не только частный, но и общественный электротранспорт. Это крупномасштабный проект с применением результатов работы НИОКР в вопросах технологии работы электропривода, заряде аккумулятора и потребления электроэнергии. Сама идея развития сети таких заправок уже стала трендом среди стран с развитой экономикой.

В настоящий момент Россия уступает Европе в развитии электромобильного транспорта. Это связано с обширными запасами нефти и газа, недостаточной государственной поддержкой и значительной протяженностью дорожной сети в стране. Данные факторы оказывают неблагоприятное влияние на внедрение электромобилей в Российской Федерации. [3]

С прибавлением электромобилей в Санкт-Петербурге увеличивается и сеть электрозаправок. С участием «Ленэнерго» в городе реализуется Региональная программа по оснащению зарядными колонками (станциями) для транспортных средств с электродвигателями в Санкт-Петербурге на 2020–2030 годы. До конца 2024 года в Санкт-Петербурге должны работать в общей сложности 61 зарядных станций. Таким образом, преимущества электромобилей и развитие данного рынка обуславливает перспективность создания заправок электросетевыми компаниями.

Рынок электромобилей и зарядной инфраструктуры быстро развивается, демонстрируя ежегодный рост до 80%. К концу июня 2024 года в России насчитывалось 7410 общественных зарядных станций для электромобилей. На 1 июля 2022 года в стране было зарегистрировано 18,7 тысячи электромобилей, а в 2024 году эта цифра превысила 50 тысяч. Согласно прогнозам аудиторско-консалтинговой фирмы «Деловой профиль», к 2030 году количество электромобилей в России достигнет не менее 1,5 миллиона, что составит 2,3% от общего числа автомобилей в стране.

Рынок электромобилей и зарядных станций в России быстро развивается благодаря ряду значимых причин. В первую очередь, государственная поддержка в виде субсидий и налоговых льгот побуждает людей покупать электрические транспортные средства. Кроме того, растущая экологическая осведомлённость подталкивает всё большее число граждан выбирать экологически чистый транспорт. Все эти моменты вызывают стабильный интерес к электромобилям и инфраструктуре для их зарядки. [4]

Одним из ключевых факторов, способствующих развитию рынка электромобилей в России, является государственная поддержка. Правительство активно инвестирует в развитие инфраструктуры зарядных станций и стимулирует переход на экологически чистый транспорт через различные льготы и субсидии. Ожидается, что такие меры помогут ускорить внедрение электромобилей в повседневную жизнь граждан, а также поддержат отечественных производителей в конкуренции с международными гигантами.

Кроме того, не стоит забывать о технологических инновациях, которые делают электромобили более доступными и привлекательными для потребителей. Улучшение технологий производства аккумуляторов, увеличение их емкости и снижение стоимости — все это существенно расширяет внедрение электромобилей на рынок. В будущем ожидает появление более компактных и экономичных моделей, которые, вероятно, изменят традиционные подходы к организации городского транспорта. [5]

В заключение можно отметить, что электромобили обладают более простой конструкцией, соответствуют экологическим стандартам, отличаются высокой эффективностью и используют более дешевое топливо. Можно сказать, что эпоха двигателей на бензине и дизеле заканчивается, и будущее принадлежит электромобилям. Тем не менее, в России в ближайшее время не стоит ожидать стремительного роста их популярности.

Климатические условия в некоторых регионах России также играют свою роль. Низкие температуры могут негативно сказываться на производительности аккумуляторов, сокращая запас хода и увеличивая время зарядки. Производители, осознающие эту проблему, работают над адаптацией технологий к суровым климатическим условиям. Тем не менее, для достижения массового перехода к электромобилям необходимо решать вопрос их экономической и практической целесообразности для потребителей в условиях российской действительности. Только комплексные меры могут поддержать устойчивый рост спроса на электромобили в стране.

 

Список литературы:
1. Галиев, Р. Д. Тенденция развития электромобилей / Р. Д. Галиев, М. В. Иванов, Т. Р. Терегулов // Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования: Сборник научных трудов по материалам XXXVII Международной научно-практической конференции, Анапа, 23 января 2023 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2023. – С. 59-65. 
2. Лабудин, А. В. Современные тенденции и перспективы развития рынка электромобилей в России / А. В. Лабудин, Н. С. Ешенкова, А. О. Бурдукова // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). – 2021. – № 14(16). – С. 143-151.
3. Мятеж, Т. В. Исследование инверторного режима зарядных станций электромобилей на примере подстанции Театральная Новосибирской энергосистемы / Т. В. Мятеж, В. Я. Любченко, Е. А. Могиленко // Известия Транссиба. – 2023. – № 3(55). – С. 106-120. 
4. Гарайшина, Е. Р. Исследование перспектив электроавтомобилестроения в РФ / Е. Р. Гарайшина // Современные технологии и экономика в энергетике: Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 апреля 2022 года. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. – С. 216-219.
5. Петров, И. В. Развитие области электромобилей / И. В. Петров // Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (с международным участием), посвященной памяти первого Президента Республики (Саха) Якутия М.Е. Николаева: Материалы конференции, Якутск, 26–28 октября 2023 года. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2023. – С. 160-168.