ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конференция: CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
LEGAL REGULATION OF THE USE OF FORENSIC RECORDS IN CRIME INVESTIGATION ACTIVITIES
Tatyana Ignatieva
Undergraduate student, Southern University Institute of Management, Business and Law, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. статья посвящена исследованию вопроса правового регулирования использования криминалистических учетов в деятельности по расследованию преступлений. Установлено, что вопрос о правовых основаниях использования криминалистических учетов в ходе расследования преступлений является достаточно важным, поскольку данная деятельность должна осуществляться на законных основаниях и в строгом соответствии с общими принципами уголовного производства.
Abstract. The article is devoted to the study of the issue of legal regulation of the use of forensic records in crime investigation activities. It has been established that the issue of the legal basis for the use of forensic records in the course of crime investigation is quite important, since this activity must be carried out legally and in strict accordance with the general principles of criminal proceedings.
Ключевые слова: криминалистические учеты, правовое регулирование, расследование преступлений, правовое обеспечение.
Keywords: forensic accounting, legal regulation, investigation of crimes, legal support.
Должное правовое обеспечение функционирования криминалистических учетов становится залогом соблюдения основных принципов информационно-справочного обеспечения расследования преступлений – законности, эффективности, непрерывности и своевременности.
Общие правовые положения использования криминалистических учетов в расследовании преступлений изложены в Федеральных законах «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Так, в ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» среди основных принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации назван принцип обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации [1].
Федеральными законами Российской Федерации «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено право правоохранительных органов создавать и использовать информационные системы для выполнения возложенных на них задач. Так, ст. 11 ФЗ «О полиции» определены полномочия полиции в сфере использования в своей деятельности информационных систем. Это означает, что с целью информационно-аналитического обеспечения досудебного расследования уголовных дел полиция может осуществлять информационно-аналитическую деятельность непосредственно [2]. Среди прав, предоставленных полиции для борьбы с преступностью, выделяют: производство регистрации, фотографирования, аудио-, кино- и видеосъемки, дактилоскопирования лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».
Таким образом, на уровне законов Российской Федерации рассматриваются вопросы функционирования определенной отрасли или ведомства с указанием их права или обязанностей по созданию и функционированию информационных систем с целью обеспечения выполнения своих задач.
Более детально регламентируют функционирование определенного вида криминалистического учета нормативные акты низшего уровня – приказы, положения и инструкции, которые издаются в пределах определенного ведомства, органа (службы) и подразделения для организации и регулирования учетной деятельности. В них детально приведены задачи учетов, формы и способы отображения информации в учетных единицах, их структура и система, а также порядок предоставления доступа к информационным массивам. Наличие инструкций по регулированию порядка формирования определенных видов криминалистических учетов обеспечивает совершенное правовое регулирование каждого звена учетной деятельности. К их числу относится, например, приказ МВД России от 31.05.2018 № 343 «Об утверждении Технических требований к контрольному отстрелу из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом и Требований к учету пуль и гильз, передаваемых в федеральную пулегильзотеку».
Большая часть криминалистических учетов является прямо предусмотренной приказом МВД России «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации», а именно Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации. Однако указанный нормативно-правовой акт принят еще до начала реформы системы Министерства внутренних дел, а именно в 2006 году. До настоящего времени обновленного документа, который бы регламентировал экспертную учетно-регистрационную деятельность, не существует. Поэтому очевидным является факт, что установлен пробел в правовом регулировании формирования, ведения и использования криминалистических учетов, который требует скорейшего устранения [3].
Таким образом, рассмотрев правовые основы создания и функционирования криминалистических учетов, которые содержатся в ряде законов Российской Федерации и ведомственных нормативных актах, необходимо отметить, что назрела прямая потребность в ведомственном нормативном акте, в котором отражались бы общие требования к созданию и функционированию информационных систем в правоохранительных органах. Представляя собой высокоэффективное средство оперативно-розыскной и следственной деятельности, криминалистические учеты не имеют ни единой структуры, ни общей законодательной регламентации.
Нормативно-правовое обеспечение использования криминалистических учетов в деятельности по расследованию преступлений требует дальнейшего совершенствования путем утверждения инструкций по регулированию порядка формирования каждого вида криминалистического учета, а также обновления тех актов, которые регламентируют функционирование учетов экспертной службы МВД России.