Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВ БЕЛОРУССКИМИ ПЕРЕВОЗЧИКАМИ В 2024 ГОДУ

Конференция: CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Гаврильченко Е.Д. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВ БЕЛОРУССКИМИ ПЕРЕВОЗЧИКАМИ В 2024 ГОДУ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 46(278). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/46(278).pdf (дата обращения: 08.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВ БЕЛОРУССКИМИ ПЕРЕВОЗЧИКАМИ В 2024 ГОДУ

Гаврильченко Егор Дмитриевич
студент, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Республика Беларусь, г. Гродно
Витун Светлана Емельяновна
научный руководитель, канд. экон. наук, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы г. Гродно, Республика Беларусь, г. Гродно

 

Введение

После 2021 года санкции, введенные Европейским Союзом, США и рядом других стран против Республики Беларусь, существенно изменили логистический ландшафт страны. Ограничения затронули экспортно-импортные операции, транзит грузов и доступ к рынкам Европы. В результате белорусские перевозчики столкнулись с необходимостью перестройки традиционных маршрутов и переориентации на новые направления. В 2024 году, несмотря на продолжающееся санкционное давление, Беларусь активно развивает логистические связи с Россией, Китаем, Турцией, а также странами Центральной Азии и Ближнего Востока. Формирование новых направлений движения грузов стало основным приоритетом для белорусского транспортного сектора. В данной статье анализируются последствия санкций и перспективы развития альтернативных маршрутов.

Последствия санкций для логистики Беларуси

Введение санкций после 2021 года оказало значительное влияние на транспортную отрасль Беларуси. Основные последствия включают:

  1. Ограничение доступа к рынкам ЕС. Белорусским перевозчикам было запрещено осуществлять грузоперевозки на территории Европейского Союза. Это привело к потере ключевых экспортных направлений и увеличению логистических затрат.

  2. Снижение транзитного потенциала. Беларусь, традиционно игравшая роль транзитного коридора между Европой и Россией, потеряла значительную часть транзитных грузопотоков. Ограничения на использование белорусской территории для транзита грузов из Европы в Россию и обратно стали значительным ударом по транспортной отрасли. [1]

  3. Увеличение издержек. Закрытие балтийских портов (Литва, Латвия) для белорусских грузов вынудило перевозчиков использовать российские порты, такие как Усть-Луга и Санкт-Петербург, что увеличило себестоимость перевозок.

  4. Структурные изменения в экспортной логистике. Перенаправление экспорта на восточные рынки потребовало изменения логистической инфраструктуры и маршрутов, что повлекло за собой значительные затраты.

Новые направления движения грузов. В условиях санкционного давления белорусские перевозчики сосредоточились на поиске новых логистических решений. В 2024 году ключевые направления движения грузов включают:

Сотрудничество с Россией. Россия стала основным партнером Беларуси в транспортной и логистической сфере. Белорусские перевозчики активно используют российские порты (Санкт-Петербург, Усть-Луга, Новороссийск) для экспорта товаров, компенсируя потерю доступа к портам Литвы, Латвии и Польши. Кроме того, маршруты через Россию используются для транзита в Казахстан, Китай и другие страны Азии. Совместные проекты по модернизации железнодорожной инфраструктуры и строительству логистических центров укрепляют транспортные связи между странами.[2]

Участие в транспортном коридоре Север-Юг. Беларусь активно интегрируется в транспортный коридор Север-Юг, который соединяет Россию, Иран и Индию. Этот маршрут позволяет доставлять белорусские товары в страны Южной Азии и Персидского залива. В 2024 году белорусские компании продолжают развивать сотрудничество с Ираном, используя его инфраструктуру для выхода на рынки Индии и Среднего Востока.

Укрепление связей с Китаем. Китай остается стратегическим партнером Беларуси в рамках инициативы Один пояс, один путь. Основные маршруты проходят через Казахстан и Россию, связывая Китай с Европой. Белорусские перевозчики активно участвуют в железнодорожных перевозках, используя логистические центры в Китае и Центральной Азии. В 2024 году Беларусь продолжает развивать совместные проекты с Китаем, включая модернизацию транспортных коридоров и создание хабов для обработки грузов.

Сотрудничество с Турцией. Турция становится важным партнером Беларуси в новых экономических условиях. Белорусские перевозчики используют турецкие порты для выхода на рынки Ближнего Востока, Северной Африки и Средиземноморского региона. Турецкие логистические компании также активно участвуют в организации транзитных поставок белорусских товаров. [3]

Развитие связей с Центральной Азией. Центральная Азия (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан) занимает важное место в новой логистической стратегии Беларуси. Эти страны предоставляют возможности для транзита грузов в Китай, Иран и другие азиатские страны. Беларусь активно развивает двусторонние транспортные проекты, включая железнодорожные перевозки и автомобильные маршруты.

Преодоление вызовов и перспективы. Несмотря на успешное развитие новых направлений, белорусские перевозчики сталкиваются с рядом вызовов:

  1. Рост издержек. Использование альтернативных маршрутов увеличивает стоимость перевозок, что снижает конкурентоспособность белорусских товаров на международных рынках.

  2. Инфраструктурные ограничения. Модернизация транспортной инфраструктуры требует значительных инвестиций, которые осложняются экономическими ограничениями из-за санкций.

  3. Конкуренция. Белорусским перевозчикам приходится конкурировать с российскими, казахстанскими и турецкими компаниями за место на новых рынках.

Заключение

Введение санкций после 2021 года стало серьезным вызовом для белорусской логистической отрасли. Однако уже в 2024 году можно отметить успехи в формировании новых направлений движения грузов. Основное внимание уделяется сотрудничеству с Россией, Китаем, Турцией, Ираном и странами Центральной Азии. Эти направления позволяют компенсировать потери от ограничений и создать новые возможности для развития транспортного сектора Беларуси.

 

Список литературы:
1. Григорьев А. Влияние санкций на логистику Беларуси: вызовы и перспективы // Логистика и транспорт. 2023. № 4. С. 12–19.
2. Петрова Е. Новые транспортные коридоры Евразии: роль Беларуси // Экономика и регионы. 2023. № 3. С. 45–50.
3. Иванов В. Развитие международных перевозок в условиях санкционного давления // Вестник транспортной экономики. 2023. № 5. С. 27–33.