АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Последние годы в Российской Федерации наблюдаются значительный рост числа самозанятых граждан, что связано с изменениями в налоговом и трудовом законодательстве. Самозанятость предоставляет гражданам возможность реализовать свои профессиональные навыки, однако она также ставит перед ними множество преград, связанных, в том числе социальным обеспечением.
В ст. 39 Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.[1] Но как раз самозанятые -это та категория граждан, которым сложно рассчитывать на доступ к государственным социальным гарантиям и мерам поддержки, которые предоставляются другим категориям граждан. Отсутствие стабильного дохода, недостаток доступа к социальным услугам, правовая незащищенность, неопределенность в правовом статусе-это лишь некоторые из проблем, с которыми сталкиваются самозанятые, которые и создают неясности в реализации прав на социальное обеспечение как для самих самозанятых, так и для органов, отвечающих за их контроль и поддержку.
В данной статье анализируются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются самозанятые граждане в сфере социального обеспечения, вы являются их причины и предлагаются возможные пути решения.
В частности, с 2019 г. В Российской Федерации действуют экспериментальный налоговый режим для самозанятых-«налог на профессиональный доход». Законодатель не обязал участников данного эксперимента уплачивать страховые взносы в Социальный фонд России. Поэтому самозанятый может рассчитывать на страховую пенсию только в случае добровольной уплаты данных взносов. Вместе с тем большинство самозанятых не пользуются такой возможностью, это обусловлено тем, что их доходы и так являются относительно невысокими, поэтому сумма страховых взносов достаточно обременительна для них. В связи с этим, по достижении пенсионного возраста они смогут рассчитывать только на минимальную социальную пенсию, размер которой чрезвычайно мал. Эта сумма никак не может обеспечить пенсионеру достойный уровень жизни, а согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г., Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[1]
Следующая правовая проблема заключается в предоставлении самозанятым гражданам некоторых видов пособий, а именно - по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по беременности и родам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N-255 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также СТ. 6 Федерального закона от 19.05.1995 N-81 ФЗ «государственных пособиях гражданам, имеющим детей» самозанятые не являются получателями данных пособий. Указанная проблема опять же следует из факта отсутствия у них обязанности уплачивать страховые взносы, именно поэтому не застрахованные граждане не имеют права получать данные пособия. К сожалению, закон, как правило, не предусматривает страхового возмещения, если страховой случай уже наступил, а договор добровольного страхования не был заключен.
Следующая проблема нарушает такие конституционные принципы как равенство всех перед законом и равноправие граждан, поскольку размер выплаты зависит от вида и формы деятельности. А именно, речь идет о выплате указанным гражданам пособия по безработице. Прекратившие быть самозанятыми, граждане получают пособия по безработице в полном размере, только если за предыдущий год они проработали по трудовому договору не менее 26 недель. В противном случае им назначается минимальное пособие (1500 руб.), которая не способна удовлетворить даже фундаментальные потребности безработного.
В заключение следует отметить, что система социального обеспечения в России в 2024 году сталкивается с рядом серьезных проблем, требующих незамедлительного решения.
Недостаточное финансирование, несовершенство законодательной базы, низкий уровень адресности социальной помощи и растущее социальное неравенство — все это негативно сказывается на благосостоянии значительной части населения.
На наш взгляд, необходимо совершенствовать законодательство в области социального обеспечения самозанятых граждан. Прежде всего необходимо четко законодательно определить понятие «самозанятый», и закрепить их правовой статус. Во избежание проблем с выплатами в страховых в случаях, стоит внести самозанятых в систему обязательного пенсионного страхования на постоянной основе. Соответственно, уплачиваемый самозанятыми налог на профессиональный доход должен включать страховые взносы на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение. Исполнение данного условия позволит реформировать соответствующие Федеральные законы, включив в число получателей пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по беременности и родам самозанятых.
Полагаем, что необходимо пересмотреть нормы Федерального закона от 12.12.2023 N-565 ФЗ «О занятости население в Российской Федерации» на предмет принятия закрытой самозанятости, наравне с прекращением трудовой деятельности, как основания получать пособие по безработице в полном объеме.
В России уже активно обсуждается вопрос социального обеспечения самозанятых. Минтруд РФ предлагает внести изменения в закон о занятости, которые предоставят им право на пенсии и пособия. Для этого планируется определить правовой статус самозанятых и создать контролирующую саморегулируемую организацию, одна осуществление этих направлений является чрезвычайно сложным. [2] Думается, что это все-таки необходимо для развития системы социального обеспечения в России.