ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Конференция: CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
PUBLIC ENVIRONMENTAL CONTROL: PROBLEMS AND PROSPECTS
Olga Syatisheva
Graduate student, Mordovian State University, Russia, Saransk
Аннотация. Статья затрагивает вопросы, связанные с эффективностью и потенциалом роста общественного экологического надзора на территории Российской Федерации. В наши дни инициативы общественных объединений сталкиваются с отсутствием жёстких регуляторных механизмов со стороны государства. Несмотря на это, в ситуациях, когда это необходимо, ответственные за общественный мониторинг индивиды и организации вправе донести до властных структур и граждан полученные данные, выводы и предложения касательно улучшения работы надзираемых объектов. Благодаря этому есть возможность оказывать определённое воздействие на деятельность этих субъектов.
Abstract. The article touches upon issues related to the effectiveness and growth potential of public environmental supervision in the Russian Federation. Nowadays, initiatives of public associations face the lack of strict regulatory mechanisms from the state. Despite this, in situations where it is necessary, individuals and organizations responsible for public monitoring have the right to convey to authorities and citizens the obtained data, conclusions and proposals regarding the improvement of the work of supervised objects. Thanks to this, it is possible to exert a certain influence on the activities of these entities.
Ключевые слова: государственный орган, общественный контроль, охрана окружающей среды, рациональное природопользование, устойчивое развитие, экологический аудит.
Keywords: government agency, public control, environmental protection, rational use of natural resources, sustainable development, environmental audit.
В современной России, стране, экономика которой во многом зависит от использования природных ресурсов, экологический мониторинг становится ключевым фактором устойчивого развития. Он играет важнейшую роль в улучшении жизни граждан, особенно в свете глобальной проблемы дефицита ресурсов.
Защита природы, осмысленное использование богатств земли и гарантии экологической безопасности – ответственность не только властей. Об этом говорит и статья 58 Конституции РФ, подчеркивающая долг каждого человека перед природой.
Экологический контроль бывает государственным и общественным, и они различаются по ряду параметров, таким как объем полномочий, объекты мониторинга, методы и последствия действий. Серьезно влияют на деятельность этих видов контроля разнообразные полномочия, позволяющие воздействовать на сферы, находящиеся под надзором [4, с. 42].
Государственный экологический контроль осуществляется профессиональными инспекторами, чем гарантируется высокое качество надзора. В то время как общественный контроль – прерогатива некомерческих организаций и активных граждан, стремящихся к поддержанию экологически благополучной среды и соблюдению экологического законодательства.
Помимо этого, государственные контролирующие органы имеют право требовать выполнения своих распоряжений посредством законодательства, в то время как предложения от общественности носят рекомендательный характер. Однако, если обратиться в органы власти с соответствующими выводами и предложениями, и те одобрят их, то усилия общественности могут принять официальный юридический статус и повлиять на контролируемые объекты.
Активное участие населения в охране окружающей среды является ключевым элементом экологической политики. М. И. Васильева акцентирует внимание на следующих формах общественного экологического контроля:
- Обращение граждан и их объединений в государственные и муниципальные органы с запросами экологической направленности, включая разнообразные предложения и жалобы по вопросам природопользования.
- Активное проведение публичных дискуссий, включая медийное освещение, обеспечивающее прозрачность в вопросах экологической безопасности объектов производства и других учреждений.
- Участие гражданских инициатив в осуществлении важных экологических решений через организацию референдумов, общественных и публичных слушаний, а также в государственных экологических аудитах.
- Активное сотрудничество общественности с консультативными и экспертными структурами, взаимодействующими с правительственными учреждениями.
- Природоохранная деятельность, осуществляемая Общественной палатой РФ, способствует регулированию и поддержке экологического контроля со стороны общественности.
О. Л. Дубовик же подчеркивает такие формы общественного воздействия, как общественная и парламентская слушания, референдумы, экологические экспертизы, медийные выступления, а также обращения с жалобами и исками в судебные и прочие правоохранительные органы.
В то же время, текущее законодательство РФ не устанавливает четкого порядка для осуществления общественного экологического контроля, оставляя без определения права и обязанности общественных инспекторов. Отсутствуют также юридические механизмы, регулирующие проверки, что ведет к неопределенности в вопросах доступа к информации и объектам контроля. М.И. Васильева поднимает важные вопросы о правах общественных контролеров, пределах их полномочий, объектах контроля и юридических последствиях их действий. Это свидетельствует о необходимости усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере участия общественности в охране окружающей среды [1, с. 86].
Экологическое сознание населения России и их активное участие в контрольных мерах за охраной окружающего мира пока что не достигли необходимого уровня развития. Многие граждане еще не готовы отстаивать свои права в этой сфере, что связано с ограниченным пониманием экологического законодательства и неразвитостью правовой культуры. Эти факторы оказывают влияние на эффективность экологического контроля со стороны общественности.
Экологический аудит выступает как один из ключевых инструментов для общественной оценки эколого-хозяйственной деятельности. Это сложный процесс, подразумевающий сбор и анализ информации об экологическом состоянии экономических объектов, разработку мер по улучшению управления природными ресурсами и окружающей средой в целом.
В задачи экологического аудита входит всесторонняя оценка соответствия действий аудируемой стороны экологическим нормам и правилам, что включает не только соблюдение законов по охране природы, но и выполнение мероприятий по сохранению безопасности населения в условиях возможных чрезвычайных ситуаций. Экологический аудит используется для мониторинга самых различных аспектов: от обращения с отходами до контроля за состоянием окружающей среды [5, с. 78].
Общественный экологический контроль является выражением экологических полномочий государства и применяется не только для мониторинга действий государственных инстанций, но и в деятельности корпораций, в рамках которой проводится проверка соответствия их операций экологическим стандартам.
Чтобы гарантировать успешную реализацию экологического контроля, важно обеспечить эффективное взаимодействие между государственными и общественными органами. Взаимопонимание и сотрудничество между этими структурами способствуют развитию объективного и действенного экологического надзора.
Предложение создать новую систему государственно-общественного экологического контроля в России выглядит перспективным решением для эффективного взаимодействия между гражданами, общественными объединениями и органами власти в области охраны окружающей среды. Планируемая система будет сочетать в себе сильные стороны каждого из уровней контроля, что может существенно улучшить ситуацию с экологическим мониторингом в стране. Основополагающими признаками нового вида контроля предлагается сделать следующие:
- Передача органам экологического контроля определенных государственных полномочий для их осуществления в общественных интересах согласно нормативным правовым актам.
- Введение надведомственного характера контроля, распространяющегося на все организации и объекты с целью предупреждения загрязнения окружающей среды.
- Установление строгой регламентации процедур контроля и недействительности результатов при их нарушении.
- Обеспечение обязательного характера решений органов экологического контроля для подконтрольных субъектов, с гарантией применения мер государственного принуждения.
- Финансирование экологического контроля из соответствующих бюджетов, целевых фондов и иных источников, не противоречащих законодательству.
Для того чтобы эта смешанная модель работала эффективно, необходимы следующие законодательные инициативы:
- Принятие закона "О государственно-общественном экологическом контроле", устанавливающего права и ответственность всех участников контроля.
- Восстановление государственной экологической экспертизы и решение проблем ее злоупотреблений и коррупции.
- Обеспечение доступа к мониторингу экологических данных, результатам проверок и другой важной информации для граждан и общественных организаций.
- Создание правовых механизмов, позволяющих гражданам и общественным организациям реализовывать свои права и получать компенсацию за экологические нарушения, влияющие на их здоровье или имущество.
- Предоставление полноправных полномочий общественным инспекторам и обязанность государственных органов учитывать мнение активной общественности при принятии проектных и экологических решений.
Эти шаги важны для формирования устойчивой и инклюзивной экологической политики, которая будет защищать окружающую среду и обеспечивать права граждан, при этом учитывая мнения и усилия как государственных, так и общественных институтов.