ПОНЯТИЕ И КОМПОНЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Конференция: CCLXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCLXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПОНЯТИЕ И КОМПОНЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
THE CONCEPT AND COMPONENTS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Anastasia Svistunova
Undergraduate, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir
Olga Nemykh
Scientific director, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Armavir State Pedagogical University, Russia, Armavir
Аннотация. Определение компонентов цифровой образовательной среды (ЦОС) – важная часть проектирования и внедрения ЦОС в образовательном учреждении. В этой статье мы хотим представить один из возможных вариантов наполнения ЦОС.
Abstract. Defining the components of the digital educational environment (DSP) is an important part of designing and implementing DSP in an educational institution. In this article, we want to present one of the possible options for filling the DSP.
Ключевые слова: компоненты цифровой образовательной среды (ЦОС).
Keywords: components of the digital educational environment (DSP).
Понятие "цифровая образовательная среда" может иметь множество определений, поскольку оно охватывает широкий спектр технологий, методов и практик. В общем, это термин, используемый для описания образовательного пространства, которое интегрирует цифровые технологии для обеспечения обучения и развития.
В разных работах встречаются такие как:
1. цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) – это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.[2, стр. 16]
2. цифровая образовательная среда (ЦОС) – совокупность программных и технических средств, образовательного контента, необходимых для реализации образовательных программ в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих доступ к образовательным услугам и сервисам в электронном виде.[2, стр. 17]
Иными словами, можно говорить о том, что ЦОС это в первую очередь многокомпонентная система, динамично развивающаяся при грамотном управлении. Это подразумевает, что она должна включать в себя достаточно широкий круг электронных образовательных ресурсов (ЭОР), цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), цифровых инструментов и информационно-коммуникационных услуг, которые обеспечат субъектам образовательного процесса доступ к материалам, платформам для общения и совместной работы.[3]
Для эффективного использования цифровой образовательной среды можно выделить некоторые требования и условия к образовательным организациям. В первую очередь необходимо современное материально-техническое оснащение (компьютеры, планшеты, интерактивные доски, и доступ к высокоскоростному Интернету.) и программное обеспечение (лицензионное и актуальное программного обеспечения, соответствующее целям и задачам образовательного процесса). Со стороны руководства образовательной организации необходима поддержка и обучение педагогов на курсах повышения квалификации по работе с цифровыми инструментами и ресурсами. Это созвучно с требованием к высокому уровню цифровой грамотности у учителей в работе с цифровыми инструментами и ресурсами, а также в разработке и применении эффективных методик обучения, интегрирующие цифровые ресурсы в учебный процесс. Так же можно выделить требование к защите данных, где на первое место выходит соблюдение норм и стандартов по защите персональных данных и информационной безопасности.
Эти требования помогают создать устойчивую и функциональную цифровую образовательную среду, которая способствует качественному образованию и развитию метапредметных навыков. Для их выполнения необходимо наличие некоторых компонентов образующих ЦОС.
Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:
- техническое обеспечение;
- программные инструменты;
- обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
- отображение образовательного процесса в информационной среде;
- компоненты на бумажных носителях.[5]
Если же говорить о более конкретных структурных элементах, то, они призваны обеспечить выполнение задач поставленных перед ЦОС ОО. К ним можно отнести официальный сайт школы и электронную почту, которые должны обеспечивать информационно-методическую поддержку образовательного процесса; электронный журнал и электронный календарь, которые должны обеспечивать планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; систему электронного документооборота, необходимую для обеспечения современных процедур создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; систему дистанционного обучения для обеспечения дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; корпоративный портал для обеспечения формирования ИКТ-компетенции педагогов ОУ; систему поддержки пользователей компьютерной техники, при помощи которой обеспечиваются условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса.
Опираясь на эти вышеперечисленное большинство авторов исследований в своих работах, выделяют в качестве основных компонентов ЦОС такие как:
- Материально-техническое обеспечение;
- Программное обеспечение;
- Кадровое обеспечение;
- Методическое обеспечение;
Эти компоненты взаимосвязаны и вместе создают условия для эффективного образовательного процесса в цифровой среде. Они обеспечивают техническую и методологическую базу для реализации современных образовательных программ и курсов, а также для развития метапредметных навыков у учащихся.
Таблица 1.
Значения
Материально-техническое обеспечение
|
Программное обеспечение
|
Кадровое обеспечение
|
Методическое обеспечение
|