Статья:

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5–6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Доронина В.С. ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5–6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5–6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Доронина Вероника Сергеевна
студент Новосибирского государственного педагогического университета, РФ, г. Новосибирск
Фур Екатерина Петровна
научный руководитель, старший преподаватель Новосибирского государственного педагогического университета, РФ, г. Новосибирск

 

В настоящее время одним из основных критериев эффективности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является развитие коммуникативной деятельности ребенка, ведь коммуникативная деятельность – ведущий вид человеческой деятельности, которая направлена на оценку и познание самого себя посредством других людей. Владение навыками коммуникативного взаимодействия с окружающими выступает основой благополучного развития ребенка. Умение организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации определяется как коммуникативная деятельность.

Проблема формирования коммуникативной деятельности ребенка остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе коммуникативного взаимодействия. Несовершенство коммуникативной деятельности препятствуют развитию познавательных и речемыслительных способностей ребенка, что в свою очередь, отрицательно влияет на овладение знаниями ребенком и на его поведение в обществе.

Вопросом изучения коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи занималось множество ученных, среди них: Т.Б. Филичева [3], О.Е. Грибова [1], О.С. Павлова [4]. Ученые отмечают, что у детей данной категории имеются трудности в удовлетворении и развитии коммуникативной деятельности. Следовательно, исследование уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи имеет принципиально важное значение, а значит, вопрос о необходимости сознания соответствующих методик остается актуальным в настоящее время.

Вопросом исследования уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи занимались Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина [5], Е.В. Дзюба [2] и другие. Методики данных ученых являются основополагающими при разработке методики по исследованию уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи.

Методика изучения речевой деятельности дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной заключается в том, что в естественных условиях фиксируется все общение детей со взрослыми и сверстниками. При этом, речь ребенка записывается дословно, сохраняется своеобразие лексики и стилистика речи, отмечаются особенности общения или его отсутствие [5, с. 116].

Е.В. Дзюба считает, что при исследовании коммуникативной деятельности детей необходимо обратить внимание на все составляющие коммуникативной деятельности. Так, например, автор предлагает следующие сочетание: исследование фонематического слуха, исследование вербально-логического мышления, исследование словарного запаса. Такая совокупность помогает более детально определить уровень сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет и выявить причину возникновения проблем в данной области [2, с. 56].

Целью разрабатываемой методики является: исследование уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи.

Сочетание нескольких методик по выявлению уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи дает возможность всестороннего обследования ребенка. Методика изучения речи детей дошкольного возраста в общении со сверстниками и взрослыми, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной является основополагающей, так как именно в жизненных ситуациях ребенок демонстрирует свои знания, умения и навыки [5]. Но, в то же время, данная методика дает недостаточно полное представление об уровне сформированности коммуникативной деятельности детей данной категории. Поэтому при исследовании уровня сформированности коммуникативной деятельности детей данного возраста необходимо использование методики Е.В. Дзюба, так как данная методика помогает более детально исследовать уровень сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи [2].

Исследование уровня сформированности коммуникативной деятельности речи детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи предполагает три серии заданий и данные, полученные во время наблюдения за ребенком в ситуации его общения со взрослыми и сверстниками. При этом, положительным считается результат от 8 до 12 баллов, средним – от 5 до 8 и низким от 0 до 5 баллов.

Первая серия заданий направлена на исследование уровня развития фонематического слуха детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Инструкция логопеда: «Давай с тобой придумаем слово, например, «солнце». Я буду повторять его, а потом заменю другим, как только услышишь другое слово – хлопай в ладоши».

Вторая серия заданий направлена на получение знаний об уровне развития вербально-логического мышления ребенка дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Данная серия включает в себя два задания: первое задание заключается в том, чтобы ребенок закончил предложение одним из предложенных слов; суть второго задания – назвать группу слов одним обобщающим словом.

Целью третьей серии заданий является определение объема активного словарного запаса ребенка дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Инструкция логопеда: «Объясни иностранцу что такое самолет».

Оценка заданий каждой серии по выявлению уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи предполагает учет специально разработанных баллов по выполнению зданий:

  1. Низкий балл (1 балл) – дети с трудом выполняют задания или отказываются от выполнения.
  2. Средний балл (2 балла) – дети выполняются задания с подсказкой или допускают одну-две ошибки при выполнении.
  3. Высокий балл (3 балла) – дети выполняют задания с легкостью и чаще всего без ошибок.

Для более удобного восприятия результатов исследования была создана сводная таблица. По горизонтали указаны баллы, которые ребенок может получить при выполнении заданий (от 1 до 3), по вертикали указаны задания (табл. 1).

Таблица 1.

Исследование уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи

 

1 балл

2 балла

3 балла

Услышал слово – хлопай

 

 

 

Закончи предложение

 

 

 

Назови обобщающее слово

 

 

 

Объясни значение слова

 

 

 

 

Данные, полученные при исследовании речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ситуации их общения со взрослыми и сверстниками интерпретируются логопедом самостоятельно, где оцениваются все компоненты речевой деятельности и все составляющие коммуникативной деятельности.

Данная диагностическая методика по исследованию уровня сформированности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи помогает более точно определить уровень сформированности коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста 5–6 лет с общим недоразвитием речи, а в дальнейшем – проследить динамику развития коммуникативной деятельности ребенка. Подводя итог, следует отметить, что предложенная методика является эффективной, так как всестороннее исследование коммуникативной деятельности ребенка дает более точные данные об уровне ее сформированности. Более того, полученные результаты помогут при построении коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи в целом и нарушений коммуникативной деятельности в частности.

 

Список литературы:

  1. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995, № 6. – С. 12–19.
  2. Дзюба Е.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук. – М., 2009. – 160 с.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
  4. Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – М.: МОСУ, 2007. – 97 с.
  5. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Под ред. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.:. Владос, 1995. – 296 с.