Статья:

МИФОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ В ЛЕТОПИСИ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Конференция: CCLXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научные форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Сенатор В.В. МИФОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ В ЛЕТОПИСИ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(268). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(268).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МИФОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ В ЛЕТОПИСИ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Сенатор Владислава Витальевна
студент, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Личность княгини Ольги, привлекает внимание историков по сей день. Её образ прошёл сложный путь трансформации, начиная с роли регентши Святослава до почти мифологической героини, чьи поступки и решения находили отражение в летописях, хрониках и фольклоре. Со временем Ольга стала не просто сильным политическим лидером, а превратилась в сакральную символическую фигуру. Процесс мифологизации княгини Ольги в различных источниках повлиял на восприятие её личности в исторической памяти [3, с. 111].

Мы впервые знакомимся с героиней повествования в «Повести временных лет», где под 903 годом сообщается о её браке с князем Игорем. Эта дата также является первым упоминанием о Пскове, который, конечно же, был намного старше Ольги и существовал задолго до её рождения. На это прямо указывает «Повесть», упоминая как о браке Ольги, так и о том, что её «взяли от Пскова», то есть из уже существовавшего города [4, с.6].

Второе упоминание о княгине в «Повести временных лет» связано с трагедией в её семье: в 945 году древляне убили её мужа Игоря, который повторно пришёл к ним за данью. Трудно сказать, какой супругой она была Игорю, особенно учитывая, что у язычников было распространено многожёнство. Целая серия эпизодов, где она с помощью хитрости мстит древлянам, жестоко расправляясь с их посольствами и устраивает кровавую расправу над их городом. Этот отрывок подчёркивает личную жестокость Ольги, но также превращает её образ в воплощении справедливости, способную устанавливать порядок путём разрушения старых традиций. Данный эпизод, в котором личная месть становится символом укрепления княжеской власти, имеет все черты фольклорного мифа, где герой совершает смелые и сильные поступки во имя восстановления порядка [4, с.8].

Ольга становится воплощением женской мудрости и хитрости, что подчеркивает её отличия от типичного образа правителей того времени. Её способы борьбы с врагами, как и стратегии управления государством, основаны не на грубой силе, а на коварстве и манипуляции. Эти качества отлично вписываются в мифологический контекст, где главный герой использует ум и хитрость для достижения своих целей [1, с.23].

Отдельным элементом сакрализации является Крещение Ольги в Византии. Это событие приобретает в летописях мистический характер. В «Повести временных лет» Ольга представлена как первый правитель Руси, принявший христианство, что автоматически делает её предвестницей и символом будущего обращения всей страны. Крещение интерпретировалось как акт божественного предначертания, её принятие христианства рассматривается летописцами как символическое пришествие новой эры для Руси, где язычество уступает место христианству. Таким образом, её образ становится сакральным, и она превращается в символ перехода от тьмы к свету, от язычества к истинной вере. Это событие и последующая канонизация княгини Ольги как святой равноапостольной в христианской традиции закрепляют за ней статус мифической фигуры, которой приписывают миссию божественного спасения Руси [2, с.317].

Княгиня Ольга также выполняет функцию культурного героя, переходя от одного мировоззрения к другому – от язычества к христианству. Этот переход придаёт её образу символическое значение не только в истории Руси, но и в более широком контексте мифологии. Она оказывается на границе между двумя эпохами, выполняя роль проводника между старыми и новыми ценностями.

Можно прийти к выводу, что образ Ольги отлично вплетается в архетипический контекст, становясь частью более широкой мифологической традиции. Этот процесс был постепенным наслоением различных интерпретаций её личности и правления. Летописцы и позднейшие историки создали многогранный образ, в котором сочетаются реальность и миф. Ольга стала символом мудрости и справедливости. Её личность остаётся важной не только в историческом, но и в культурном контексте, выступая в роли переходного положения между языческой и христианской Русью.

 

Список литературы:
1. Белоусова А. Д. Образ княгини Ольги - христианки в отечественном изобразительном искусстве // Студенческий электронный журнал СтРИЖ, 2024. № 3(56). С. 22-27. 
2. Лясота Г. П. Христианство на Руси во времена правления княгини Ольги. Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2018. С. 317-319. 
3. Сорочинская Е. Б. Социально-психологический анализ личности княгини Ольги // От мечты к открытию: психологические исследования молодых ученых: Материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей, Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. С. 111-114. 
4. Фогель А. С. «Повесть временных лет» и языческие князья Древней Руси: некоторые особенности восприятия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки, 2021. Т. 3, № 1(9). С. 5-10.