Статья:

К ВОПРОСУ О ВНУТРЕННЕМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ

Конференция: CCLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Фролов А.В. К ВОПРОСУ О ВНУТРЕННЕМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(267). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(267).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ВНУТРЕННЕМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ

Фролов Артур Валерьевич
магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Казань

 

ON THE ISSUE OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN STATE INSTITUTIONS

 

Artur Frolov

Is a graduate student, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Kazan

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы российского законодательства, касающихся осуществления внутреннего контроля хозяйственной жизни государственных  учреждений.

Abstract. The article deals with topical issues of Russian legislation related to the implementation of internal control of the economic life of state institutions.

 

Ключевые слова: бюджетные учреждения, казенные учреждения, автономные учреждения, государственный сектор.

Keywords: budgetary institutions, state-owned institutions, autonomous institutions, public sector.

 

В настоящее время в условиях циклических глобальных экономических кризисов, а также вызовов времени в виде международных санкций все большую актуальность приобретают вопросы целевого и эффективного расходования бюджетных средств.

Легальные дефиниции казенных и бюджетных учреждений, содержащиеся в Бюджетном кодексе РФ  [1] и в Федеральном законе о некоммерческих организациях  [2], соответственно, указывают на то, что создаются они для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий их учредителей, в числе которых законодатель называет органы государственной власти и органы местного самоуправления. Особый правовой статус, в том числе в части исполнения бюджетных полномочий, имеют автономные учреждения, которые обладают широким набором полномочий в отношении финансовых средств, поступающих в их распоряжение. И если финансово-хозяйственная деятельность казенных учреждений весьма ограничена, то относительно бюджетных учреждений, можно отметить, что по своим характеристикам они более самостоятельны, нежели казенные, но в то же время их полномочия по распоряжению финансовыми средствами, получаемыми ими в результате осуществления предпринимательской деятельности, в определенной степени ограничиваются законодательно.

Продолжая анализ законодательных определений, также можно выявить особенности взаимодействия государственных учреждений с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Так, казенные учреждения финансируются из средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; для бюджетных учреждений предусмотрено выделение субсидий из бюджетов всех уровней.

Следует отметить, что денежные средства выделяемые из любого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, направляются на конкретные цели их использования. Использование их вопреки принципам адресности и целевого характера, по словам И.П. Череповой, приводит к возникновению правоотношений ответственности, а действия учреждений содержат в себе признаки бюджетного нарушения, регламентированные бюджетным законодательством и направленные на охрану бюджетной дисциплины  [3, с. 28].

В результате появления негативных тенденций нецелевого расходования бюджетных средств в сфере государственных финансов, правильно выстроенная система контроля в учреждении, позволяет эффективно и равномерно распределять бюджетные средства для осуществления государственных заданий, и, очевидно, что соблюдение требований нормативной базы позволит уменьшить риски возникновения ошибок при осуществлении контроля учреждений.

Как правило, бюджетные нарушения выявляется в ходе проведения государственного финансового контроля. Для обеспечения должного финансирования и использования денежных средств по целевому признаку казенными и бюджетными учреждениями существует внутренний контроль, в том числе за рациональным и эффективным расходованием конкретных бюджетных ассигнований в рамках того или иного учреждения.

Внутренний контроль в учреждениях можно рассматривать с нескольких сторон, это необходимо разграничивать. С одной стороны, внутренний контроль в учреждениях трактуется при помощи нормативных актов, установленных законодательством в сфере финансовой деятельности. С другой стороны, внутренний контроль можно рассматривать как систему, отдельный процесс в деятельности учреждения.

Для достижения основных целей внутреннего контроля необходимо выполнять некий спектр задач:

1. отсутствие мнимых активов и обязательств, которые невозможно подтвердить;

2. полнота отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета;

3. проверка существования активов и обязательств, отраженных в бухгалтерском учете;

4. проверка правильности оценки измерения стоимости объектов учета, отражения на соответствующих счетах бухгалтерского учета или бухгалтерских регистров учета;

5. проверка отсутствия наличия риска существенных ошибок при предоставлении бухгалтерской (финансовой) отчетности  [4, с. 147].

С недавнего времени Минфин России для повышения качества управления бюджетным процессом, а также эффективного использования государственных финансов реализует проект СМАРТ-контроль. Сроки реализации данного проекта с 2022 по 2027 год. Полное наименование данного проекта «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений». При благоприятном завершении такого масштабного проекта предполагается создание единой методики, при котором внутренний контроль в учреждениях будет осуществляться за счет информационных технологий, что позволит создать единую методику для осуществления контроля (контроллинга) в учреждениях государственного сектора экономики. Как мы можем заметить,  деятельность контрольных органов по проверке правильности, целевого и эффективного расходования бюджетных средств, использования межбюджетных трансфертов, их доведения до государственных учреждений должна осуществляться на постоянной основе. Что касается деятельности самих государственных учреждения, то из-за нарастающего контроля со стороны органов государственной власти учреждениям необходимо принимать меры для эффективного использования денежных средств, в том числе применять новые методы ведения внутреннего контроля при помощи информационных систем.

 

Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
3. Черепова И.С. Недопустимость нецелевого использования бюджетных средств как основополагающий принцип деятельности казенного и бюджетного образовательного учреждения // Безопасность бизнеса. 2023. № 1. С. 27 - 31.
4. Камченкова А.А. Современная концепция внутреннего контроля в бюджетных учреждениях // Экономические науки. 2023. №6 (223). С. 146-149.