КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Конференция: CCLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Аннотация. Статья рассматривает классификацию чрезвычайных ситуаций (ЧС) в российском законодательстве, анализируя Федеральный закон №68-ФЗ и соответствующие ГОСТы. Особое внимание уделяется разграничению зон ЧС и зон вероятной ЧС, а также важности вероятностного подхода к оценке рисков для эффективного планирования превентивных мер и ликвидации последствий ЧС.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, ЧС, классификация, Федеральный закон, ГОСТ, зона ЧС, зона вероятной ЧС.
В российской правовой системе понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) детально регламентируется, устанавливая как качественные, так и количественные критерии ее определения. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (далее – Закон N 68-ФЗ) [6], в статье 1 определяет ЧС как специфическое состояние на конкретной территории, обусловленное такими дестабилизирующими факторами, как аварии, природные катаклизмы, катастрофы и стихийные бедствия. Данное определение подчеркивает причинно-следственную связь между возникновением ЧС и ее негативными последствиями, которые могут выражаться в человеческих жертвах, нанесении ущерба здоровью населения и окружающей среде, а также значительных материальных потерях и нарушении условий жизнедеятельности. При этом законодательство акцентирует внимание на пространственном аспекте, увязывая возникновение ЧС с определенной территорией.
Для детальной классификации ЧС и их градации используются количественные параметры, закрепленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 3042 [5]. В данном документе ЧС классифицируются в зависимости от масштабов последствий, учитывая охват территории, число пострадавших и величину материального ущерба. Таким образом, выделяются локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные уровни ЧС, каждый из которых характеризуется специфическими параметрами пострадавших и экономического ущерба. Такая градация позволяет более эффективно организовывать превентивные меры и ликвидацию последствий ЧС, а также оптимизировать распределение ресурсов для помощи пострадавшим регионам.
Несмотря на формализованный подход к классификации чрезвычайных ситуаций (ЧС), утвержденный Правительством РФ, данная система не охватывает всю многогранность проблематики. В частности, остаются вне поля зрения такие аспекты, как разнообразие причин и условий возникновения ЧС, их многообразные формы проявления, а также трансграничные и внешние ЧС, в ликвидации которых Россия нередко принимает участие. Кроме того, существующая классификация не учитывает критически острые ЧС, которые могут повлечь введение режима чрезвычайного положения.
В противовес правительственной классификации, ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» [2], принятый практически одновременно с Закон N 68-ФЗ [6], предлагает типологию ЧС, основанную на характере источника их возникновения. Выделяются природные, техногенные, биологически-социальные и военные ЧС.
Федеральный закон и сопутствующие ГОСТы формируют терминологическую базу безопасности, определяя предмет закона как защиту населения и территорий от ЧС, сферу его действия – деятельность в этой области, и цель – установление единых норм для РФ. Закон детально определяет понятия "население" и "территория", включая в них не только граждан и географическое пространство, но и объекты инфраструктуры, а также компоненты окружающей среды. Статья 1 закона вводит 17 базовых понятий, таких как "чрезвычайная ситуация", "зона чрезвычайной ситуации", "предупреждение ЧС" и другие.
В обеспечении безопасности при ЧС важную роль играют государственные стандарты, разрабатываемые Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России и утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Фундаментальным документом в системе стандартов по безопасности при ЧС является ГОСТ Р 22.0.01-2016 [4]. Он определяет безопасность в контексте ЧС как состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей среды от потенциальных опасностей, связанных с возникновением ЧС. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.01-2016 стандарты, регулирующие вопросы безопасности при ЧС, классифицированы на 12 основных и 2 резервные группы. Каждая группа объединяет стандарты, посвященные определенной тематике: от общих положений безопасности до конкретных аспектов, таких как мониторинг и прогнозирование ЧС, обеспечение безопасности населения, продовольствия, водоснабжения, организация аварийно-спасательных работ и др. Совокупность этих стандартов формирует комплексную систему знаний о возможных типах ЧС, источниках угроз, правилах поведения населения и действиях органов власти в условиях ЧС и при ликвидации их последствий.
В ГОСТ Р 22.0.02-94 [2] представлена классификация ЧС по характеру источника: природные, техногенные, биологически-социальные и военные. Основные термины и определения, связанные с природными ЧС, детально рассмотрены в ГОСТ Р 22.0.03-97 [1]. ГОСТ определяет природную ЧС как состояние, возникшее из-за опасного природного явления, которое может привести к жертвам, ущербу здоровью, окружающей среде и материальным потерям. ГОСТ расширяет терминологию Федерального закона, вводя понятия источника природной ЧС, поражающего фактора, опасного природного явления, стихийного бедствия и природно-техногенной катастрофы. Также разграничиваются зоны природной ЧС и зоны вероятной природной ЧС. Вероятностный подход к анализу риска важен для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, способствуя эффективному планированию ресурсов и принятию обоснованных решений в области безопасности. Таким образом, российское законодательство в области чрезвычайных ситуаций (ЧС), базируясь на Федеральном законе №68-ФЗ [6] и ГОСТах, формирует комплексную систему классификации и регулирования. Законодательство определяет терминологию, критерии и классификацию ЧС, а также устанавливает правовые основы безопасности. Особое внимание уделяется разграничению зон ЧС и зон вероятной ЧС и применению вероятностного подхода к оценке рисков для эффективного прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС. Это имеет фундаментальное значение для разработки мер защиты населения и территорий от ЧС любого типа и масштаба, обеспечивая эффективное взаимодействие всех участников процесса и минимизацию ущерба.