Статья:

ТОВАРНЫЙ ЗНАК КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Конференция: CCLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Хайдарова П.В., Иванцова А.Т. ТОВАРНЫЙ ЗНАК КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(253). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(253).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТОВАРНЫЙ ЗНАК КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Хайдарова Полина Валерьевна
студент Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов
Иванцова Анастасия Тимуровна
студент Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов
Крылова Екатерина Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры гражданского права, Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов

 

В настоящее время любая фирма, предприятие, которые производят собственную продукцию, стараются различными способами выделиться и отличиться от конкурентов путем индивидуализации своего товара.

На рынке индивидуализация продукта и уникальный стиль могут помочь компаниям привлечь внимание потребителей и сделать их более конкурентоспособными. Это может включать в себя разработку уникального наименования, создание запоминающегося товарного знака и знака обслуживания, также географическое указание, наименование места происхождения товара и коммерческое обозначение. Все это относится к средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Регистрация собственного товарного знака является наиболее простым способом такой индивидуализации. Хорошо разработанные и разрекламированные товарные знаки повышают узнаваемость бренда, повышают статус компании и помогают ей выделиться на фоне конкурентов. Впоследствии, когда продукт, становится массово узнаваем, появляются постоянные покупатели и товарный знак становится именем нарицательным, каждое предприятие старается признать свой товарный знак общеизвестным.

Товарный знак не может быть признан общеизвестным, если представленные материалы не подтверждают его общеизвестность с даты, указанной заявителем. Единственным объективным подтверждением известности заявителя и его продукции является отчет по итогам всероссийского соцопроса заявителей. Важно помнить, что выбор товарного знака должен быть тщательно продуман и обоснован, чтобы он отражал суть и уникальность товара, а также соответствовал законодательству о защите интеллектуальной собственности.

Товарный знак - один из самых востребованных объектов интеллектуальной собственности, в соответствии со ст. 1477 ГК РФ, — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право. [1] Для выполнения функций товарного знака, его необходимо зарегистрировать в установленном порядке в соответствии с законодательством о защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Система регистрации товарных знаков обеспечивает создание правовой охраны и гарантии правообладателя на использование товарного знака и защиту от его незаконного использования третьими лицами. Эффективность осуществления и защиты права на товарный знак в значительной мере зависит от правильного и единообразного понимания применяемых категорий. К числу таковых относятся: определения незаконного использования товарного знака и нарушения исключительного права на товарный знак. Правообладатель может использовать товарный знак любыми не запрещенными законом способами, а также запрещать по своему усмотрению его использование иными лицами. Единственным исключением является как раз принцип исчерпания права, который не позволяет правообладателю ограничивать обращение товаров, единожды правомерно введенных в гражданский оборот, даже если на таких товарах размещены принадлежащие правообладателю товарные знаки. Что касается использования в рекламе иными лицами принадлежащих правообладателям товарных знаков правомерно введенных в оборот товаров и относящихся к таким товарам услуг, то необходимо рассмотреть принцип исчерпания права применительно не только к товарным знакам, но и к знакам обслуживания и, как следствие, оказываемым услугам.
Понятие «свободное использование товарных знаков» раскрывает совокупность способов использования товарного знака без согласия правообладателя, которые являются законными и не признаются нарушением его исключительных прав. [5] Правообладатель товарного знака может осуществлять контроль его использования в гражданском обороте, в частности: на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью; при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания); на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях к продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Ответственность за незаконное использование товарного знака. Законодательством за нарушение прав на товарный знак предусмотрена гражданско-правовая ответственность. В данном случае нарушитель будет обязан возместить убытки правообладателю товарного знака. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака. За нарушение прав на товарный знак также предусмотрена административная ответственность и уголовная. В этом случае нарушитель, чьи действия могут быть отнесены к общественно опасным деяниям, подвергается наказанию со взысканием, например, денежного штрафа уже в пользу государства. В качестве примера незаконного использования товарного знака можем привести случай ввоза на территорию Российской Федерации продукции с товарным знаком без получения разрешения правообладателя, поскольку Россия придерживается национального принципа исчерпания прав. То есть фирменные товары, маркированные, охраняемые товарным знаком, могут быть введены в оборот на территории Российской Федерации только с разрешения правообладателя. В противном случае такие действия будут признаны незаконными, даже если продукция была приобретена законно в другой стране. Именно такая ситуация сложилась с обществом с ограниченной ответственностью «Генезис», которое в 2007 году ввезло в Россию автомобиль Porsche Cayenne. Владелец исключительной лицензии на использование на территории РФ товарных знаков PORSCHE и CAYENNE, ООО «Порше Руссланд», обратился в Центральную акцизную таможню с заявлением о нарушении своих прав, таможенный орган обратился в суд, и в марте 2008 года автомобиль был конфискован, а ООО «Генезис» привлечено к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ. [3] Таким образом, повлечь аннулирование правовой охраны товарного знака могут лишь действия, составляющие недобросовестную конкуренцию, связанные с государственной регистрацией товарного знака, с приобретением исключительного права на товарный знак. Проще говоря, это действия заявителя по подаче заявки и получению регистрации товарного знака. Право признавать такие действия недобросовестной конкуренцией имеют федеральные антимонопольные органы (органы Федеральной антимонопольной службы), которые на основе поступающих заявлений выносят решения о признании действий по регистрации товарных знаков недобросовестной конкуренцией.

Товарный знак является важным средством индивидуализации продукции и услуг на рынке. Он позволяет потребителям легко отличать продукцию одного производителя от продукции других производителей, что способствует формированию лояльности к бренду и повышению конкурентоспособности предприятия. [4] Товарный знак выполняет ряд функций. 1)Идентификация продукции: товарный знак помогает потребителям узнать и запомнить продукцию или услуги компании среди множества аналогичных товаров на рынке,2) отличие от конкурентов: товарный знак позволяет компании выделиться из толпы и установить уникальный образ и имидж, привлекая внимание потребителей, 3) защита прав и интересов компании: товарный знак защищает интеллектуальную собственность компании и предотвращает использование аналогичных или похожих знаков другими организациями, 4) гарантия качества: товарный знак может служить гарантией происхождения и качества продукции, что помогает потребителям принимать более обоснованные решения при покупке товаров или услуг, 5) создание лояльности потребителей: товарный знак часто становится символом доверия и узнаваемости для потребителей, что способствует формированию лояльности к бренду. Следовательно, функции товарного знака направлены на установление уникальности, защиту и продвижение продукции или услуг компании на рынке, что способствует ее успешному развитию и конкурентоспособности.

Важно отметить, что защита товарных знаков является неотъемлемой частью их использования. Правовые механизмы, обеспечивающие защиту товарных знаков, позволяют владельцам брендов эффективно бороться с недобросовестной конкуренцией и подделкой продукции. Таким образом, товарный знак является эффективным средством индивидуализации продукции и услуг, способствующим развитию бизнеса и созданию устойчивых конкурентных преимуществ. Дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на совершенствование законодательства, касающегося товарных знаков, а также на разработку новых стратегий и инструментов их использования в маркетинговых кампаниях.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994№ 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. –Ст. 3301.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газета. – 2020. – 4 июля.
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 №10458/08 по делу № А40-9281/08-145-128 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2009. - № 5
4. Ситдикова Р. И., Тюлькин А. А. Свободное использование товарных знаков в целях реализации интересов потребителей // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2018. № 21.
5. Хусаинов Р. И. Свободное использование товарного знака в интернете без разрешения правообладателя // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2018. № 11.