ТОВАРНЫЙ ЗНАК КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Конференция: CCLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТОВАРНЫЙ ЗНАК КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
В настоящее время любая фирма, предприятие, которые производят собственную продукцию, стараются различными способами выделиться и отличиться от конкурентов путем индивидуализации своего товара.
На рынке индивидуализация продукта и уникальный стиль могут помочь компаниям привлечь внимание потребителей и сделать их более конкурентоспособными. Это может включать в себя разработку уникального наименования, создание запоминающегося товарного знака и знака обслуживания, также географическое указание, наименование места происхождения товара и коммерческое обозначение. Все это относится к средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Регистрация собственного товарного знака является наиболее простым способом такой индивидуализации. Хорошо разработанные и разрекламированные товарные знаки повышают узнаваемость бренда, повышают статус компании и помогают ей выделиться на фоне конкурентов. Впоследствии, когда продукт, становится массово узнаваем, появляются постоянные покупатели и товарный знак становится именем нарицательным, каждое предприятие старается признать свой товарный знак общеизвестным.
Товарный знак не может быть признан общеизвестным, если представленные материалы не подтверждают его общеизвестность с даты, указанной заявителем. Единственным объективным подтверждением известности заявителя и его продукции является отчет по итогам всероссийского соцопроса заявителей. Важно помнить, что выбор товарного знака должен быть тщательно продуман и обоснован, чтобы он отражал суть и уникальность товара, а также соответствовал законодательству о защите интеллектуальной собственности.
Товарный знак - один из самых востребованных объектов интеллектуальной собственности, в соответствии со ст. 1477 ГК РФ, — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право. [1] Для выполнения функций товарного знака, его необходимо зарегистрировать в установленном порядке в соответствии с законодательством о защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Система регистрации товарных знаков обеспечивает создание правовой охраны и гарантии правообладателя на использование товарного знака и защиту от его незаконного использования третьими лицами. Эффективность осуществления и защиты права на товарный знак в значительной мере зависит от правильного и единообразного понимания применяемых категорий. К числу таковых относятся: определения незаконного использования товарного знака и нарушения исключительного права на товарный знак. Правообладатель может использовать товарный знак любыми не запрещенными законом способами, а также запрещать по своему усмотрению его использование иными лицами. Единственным исключением является как раз принцип исчерпания права, который не позволяет правообладателю ограничивать обращение товаров, единожды правомерно введенных в гражданский оборот, даже если на таких товарах размещены принадлежащие правообладателю товарные знаки. Что касается использования в рекламе иными лицами принадлежащих правообладателям товарных знаков правомерно введенных в оборот товаров и относящихся к таким товарам услуг, то необходимо рассмотреть принцип исчерпания права применительно не только к товарным знакам, но и к знакам обслуживания и, как следствие, оказываемым услугам.
Понятие «свободное использование товарных знаков» раскрывает совокупность способов использования товарного знака без согласия правообладателя, которые являются законными и не признаются нарушением его исключительных прав. [5] Правообладатель товарного знака может осуществлять контроль его использования в гражданском обороте, в частности: на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью; при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания); на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях к продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Ответственность за незаконное использование товарного знака. Законодательством за нарушение прав на товарный знак предусмотрена гражданско-правовая ответственность. В данном случае нарушитель будет обязан возместить убытки правообладателю товарного знака. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака. За нарушение прав на товарный знак также предусмотрена административная ответственность и уголовная. В этом случае нарушитель, чьи действия могут быть отнесены к общественно опасным деяниям, подвергается наказанию со взысканием, например, денежного штрафа уже в пользу государства. В качестве примера незаконного использования товарного знака можем привести случай ввоза на территорию Российской Федерации продукции с товарным знаком без получения разрешения правообладателя, поскольку Россия придерживается национального принципа исчерпания прав. То есть фирменные товары, маркированные, охраняемые товарным знаком, могут быть введены в оборот на территории Российской Федерации только с разрешения правообладателя. В противном случае такие действия будут признаны незаконными, даже если продукция была приобретена законно в другой стране. Именно такая ситуация сложилась с обществом с ограниченной ответственностью «Генезис», которое в 2007 году ввезло в Россию автомобиль Porsche Cayenne. Владелец исключительной лицензии на использование на территории РФ товарных знаков PORSCHE и CAYENNE, ООО «Порше Руссланд», обратился в Центральную акцизную таможню с заявлением о нарушении своих прав, таможенный орган обратился в суд, и в марте 2008 года автомобиль был конфискован, а ООО «Генезис» привлечено к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ. [3] Таким образом, повлечь аннулирование правовой охраны товарного знака могут лишь действия, составляющие недобросовестную конкуренцию, связанные с государственной регистрацией товарного знака, с приобретением исключительного права на товарный знак. Проще говоря, это действия заявителя по подаче заявки и получению регистрации товарного знака. Право признавать такие действия недобросовестной конкуренцией имеют федеральные антимонопольные органы (органы Федеральной антимонопольной службы), которые на основе поступающих заявлений выносят решения о признании действий по регистрации товарных знаков недобросовестной конкуренцией.
Товарный знак является важным средством индивидуализации продукции и услуг на рынке. Он позволяет потребителям легко отличать продукцию одного производителя от продукции других производителей, что способствует формированию лояльности к бренду и повышению конкурентоспособности предприятия. [4] Товарный знак выполняет ряд функций. 1)Идентификация продукции: товарный знак помогает потребителям узнать и запомнить продукцию или услуги компании среди множества аналогичных товаров на рынке,2) отличие от конкурентов: товарный знак позволяет компании выделиться из толпы и установить уникальный образ и имидж, привлекая внимание потребителей, 3) защита прав и интересов компании: товарный знак защищает интеллектуальную собственность компании и предотвращает использование аналогичных или похожих знаков другими организациями, 4) гарантия качества: товарный знак может служить гарантией происхождения и качества продукции, что помогает потребителям принимать более обоснованные решения при покупке товаров или услуг, 5) создание лояльности потребителей: товарный знак часто становится символом доверия и узнаваемости для потребителей, что способствует формированию лояльности к бренду. Следовательно, функции товарного знака направлены на установление уникальности, защиту и продвижение продукции или услуг компании на рынке, что способствует ее успешному развитию и конкурентоспособности.
Важно отметить, что защита товарных знаков является неотъемлемой частью их использования. Правовые механизмы, обеспечивающие защиту товарных знаков, позволяют владельцам брендов эффективно бороться с недобросовестной конкуренцией и подделкой продукции. Таким образом, товарный знак является эффективным средством индивидуализации продукции и услуг, способствующим развитию бизнеса и созданию устойчивых конкурентных преимуществ. Дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на совершенствование законодательства, касающегося товарных знаков, а также на разработку новых стратегий и инструментов их использования в маркетинговых кампаниях.