ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Конференция: CCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В указе президента РФ от 7 мая 2018 года была поставлена цель войти в десятку ведущих стран мира по уровню образования. Для реализации этой задачи Министерством просвещения Российской Федерации запущен проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся», задачей которого является анализ способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач [8], то есть развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны.
Из большого списка модулей функциональной грамотности базовым для начальной школы является читательская грамотность. Считаем, что она складывается из следующих читательских умений: трансформировать буквенные символы в слова, продуцировать образы, названные словом, фразой, понимать смысл и контекст, интерпретировать, перерабатывать, сохранять, транслировать, наполнять личностным смыслом и др. Читательская грамотность целенаправленно формируется с первого же года обучения ребёнка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках русского и родного языка, на уроках развития речи и литературного чтения. В дальнейшем читательская грамотность проявляет себя как комплекс метапредметных умений, которыми обусловлена успешность изучения остальных учебных предметов в школе, познание мира во внеурочной деятельности и в жизни ребёнка. Таким образом, читательская грамотность содержит в себе ряд возможностей, оказывающих влияние на динамику развития функциональной грамотности. Поясним подробнее.
Взаимосвязь читательской и функциональной грамотностей подтверждается исследователями -практиками. Так, Каян Т.А. отмечает: «Все виды чтения, безусловно, связаны с функциональной грамотностью, способностью человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [9, с.77]. Аналогичной точки зрения придерживается Круглова Е.Н., указывая: «Читательская грамотность служит ключом к формированию всех видов функциональной грамотности…» [3, с. 129]. Булеца А.В. связывает читательскую грамотность и успешность учащихся в познании мира. Исследователь подчеркивает, что читательская грамотность обеспечивает успешное освоение учащимся всех школьных предметов, поскольку овладение умение «в совершенстве понимать тексты… способствует верному выполнению учебных заданий» [2, с. 7]. Как видим, педагогическое сообщество заинтересовано в уточнении влияния читательской грамотности на функциональную.
В то же время методические рекомендации, предлагающие пути и способы формирования читательской и функциональной грамотностей, а затем и установления взаимосвязей между ними разработаны слабо. Подтверждение выдвинутому нами тезису строится на анализе наиболее распространенного в России учебно-методического комплекса (Образовательной системы) «Школа России» [8]. Так, авторами данного учебно-методического комплекса, несмотря на требования ФГОС НОО (2021 г), не зафиксирована в программах необходимость формирования функциональной и читательской грамотностей, отсутствует описание их проявлений в результатах обучения, программы не содержат в себе проверенного содержания – учебных текстов, заданий и упражнений. Усугубляет ситуацию и то, что возможности читательской грамотности и её положительное влияние на функциональный вид не раскрываются ни в методическом аппарате учебников для начальной школы, ни в методических рекомендациях для учителей. Всё перечисленное отрицательно влияет на методику обучения младших школьников, а, соответственно, и на динамику развития и читательской, и функциональной грамотностей. Работа по формированию обеих грамотностей становится обязанностью учителя начальных классов, не владеющего необходимыми компетенциями, поэтому естественно, что учителя не стремятся к тому, чтобы раскрыть перед детьми взаимосвязь этих видов грамотностей – они просто формируют у учеников умения читать и решать различные читательские задачи.
Таким образом, логично предположить, что на уровне начального образования эти виды грамотностей формируются бессистемно и методически не выверенно, то есть без понимания учителями их сущности и методических оснований, а учениками без осознания личностной значимости хорошо сформированных читательских умений, понимания их влияния на успешность и отслеживания динамики саморазвития. Таким образом, очевидны противоречия 1) между требованиями ФГОС НОО (2021 г.) в части формирования читательской и функциональной грамотностей у обучающихся и отсутствием методической поддержки процесса обучения младших школьников; 2) между теми же требованиями ФГОС НОО (2021 г.) и реальными результатами сформированности обоих видов грамотностей – читательской и функциональной,
Противоречиями обусловлена проблема нашего исследования, заключающаяся в необходимости охарактеризовать читательскую грамотность младшего школьника как основу формирования функциональной грамотности, получить актуальные результаты обучения и предложить методические решения. Проблемой детерминирован ряд исследовательских задач. В данной статье мы раскроем лишь две из них: а) определим ключевые умения читательской грамотности, которые являются базой для формирования функциональной грамотности; б) охарактеризуем актуальный уровень читательской грамотности у выпускников двух классов разных начальных школ г. Архангельска и соотнесем результаты с функциональными умениями.
Для любого исследования важно понимание границ и содержания понятийного поля. Ключевыми терминами нашего исследования являются «читательская грамотность», «функциональная грамотность», «формирование грамотности». Раскрывать понятия будем по их иерархической значимости.
Рабочее определение «функциональной грамотности», сформулированное нами, опирается на научную точку зрения А. Н. Леонтьева и рассматривается вслед за ним как комплекс знаний, умений и методов в действии для решения разнообразных задач, которые проявляются не только в учебных ситуациях, но и в реальной жизни, когда необходимо решать задачи, которые отличаются от тех, где были получены эти знания, умения и методы [5].
В отношении «читательской грамотности» будем опираться на трактовку, предложенную И.В. Куропятником. Согласно точке зрения исследователя читательская грамотность заключена в умениях «читать, понимать, оценивать и использовать информацию, заключенную в письменных текстах разной сложности», направленных на достижение поставленных целей [4]. Мы также разделяем мнение автора в том, что развитые читательские умения играют заметную роль в успешности ученика в учении и личностном развитии.
Следующий, интересующий нас термин – «формирование». В исследовании он понимается как «сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон его личности и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи)» [1, с. 823].
Опираясь на приведённые понятия, мы рассматриваем формирование функциональной грамотности младшего школьника как целесообразное управление его познавательной деятельностью, направленное на: а) накопление учеником комплекса читательских знаний и умений и б) содействие принятию учеником усвоенных знаний и умений как ценностей, которыми обусловлена успешность решения разнообразных жизненных задачи.
Анализ теории и практики наблюдения за применением учениками читательских умений показал, что младшим школьникам для овладения функциональной грамотностью необходимо освоить следующие читательские умения.
- Владеть навыком чтения, освоить различные его стратегии (ознакомительное, изучающее, скоростное, просмотровое, поисковое, выборочное и др.).
- Уметь анализировать текст и понимать его идею, замысел, контекст, языковые особенности исходя из специфики жанра текста.
- Обобщать, интерпретировать информацию из текстов разных жанров и стилей для сохранения, передачи, практического использования.
- Осмысливать своё отношение к прочитанному, формулировать умозаключения и выводы, умение устно и письменно излагать информацию, составлять собственные структурированные тексты, выражать свои мысли лексически и грамматически правильно, подбирать аргументы и средства выразительности для донесения своей точки зрения до слушателя или оппонента.
Отметим, что перечисленные умения формируются у младших школьников последовательно, предыдущая группа умений является основой для появления последующей. Если возникают проблемы в одной группе умений, они отражаются на качестве умений последующих групп. Например, нарушенный навык чтения вызовет у ученика затруднения в распознавании слов и их смысла, что в свою очередь может затруднит понимание идеи текста, приведёт к неточному изложению информации. рассмотрим каждую группу умений.
Первая группа включает в себя умение читать, трансформирующееся затем в навык. Навык чтения понимается нами вслед за М.Р. Львовым как «автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому» [6, с. 120]. Беглое, осознанное чтение становится средством приобщения младшего школьника к культуре, науке, погружает его в миры, созданные в литературных произведениях, позволяет в текстах находить ответы на некоторые практические вопросы. Нельзя быстро и квалифицированно найти в текстах ответ на поставленный вопрос, если не владеешь навыками беглого и осознанного чтения – этим и обусловлена значимость первой группы умения для формирования у младших школьников функциональной грамотности.
В процессе обучения младший школьник осваивает универсальные учебные умения, которые сопровождают чтение. Это умения анализировать, сопоставлять и сравнивать. выделять общее и особенное, главное и второстепенное, устанавливать связи и отношения и др. до начала чтения, в процессе чтения и после него. Такой вид чтения в методике называют вдумчивым. Поэтому вторая группа связана с универсальными познавательными умениями, которые позволяют ученику управлять информацией – осмысливать особенности жанра и исходя их этого определять идею, замысел, раскрывать контекст, языковые особенности и др. Данная группа умений нацелена на развитие у младших школьников как литературных знаний и умений, так и способностей к работе с текстами для решения разнообразных практических и жизненных задач, позволяющих ученику решать доступные возрасту разнообразные проблемы.
Третья группа включает в себя умения более высокого порядка – обобщение, интерпретацию информации из текстов разных жанров и стилей для сохранения, передачи, практического использования. И здесь ключевыми становятся действия, которые позволяют ученику осмыслить назначение текста, понимание его смысла исходя из контекста, осознать связи и противоречия между действиями, событиями, утверждениями, мотивами, поступками. Все это нужно, чтобы развивать у учеников критическое мышление, аналитические навыки и умения, а также способность к логическому мышлению. Эти навыки помогут ученикам лучше понимать прочитанное и воспринимать информацию, а также будут полезными в повседневной жизни и в дальнейшем обучении.
Четвертая группа умений охватывает коммуникативные умения. Освоив умения первой-третьей групп, ученик готов к формулированию выводов и умозаключений, осмысленному и включению в диалоги и полилоги для достижения целей взаимной коммуникации. Младший школьник учится выражать свои мысли и чувства в словах и действиях, слушать и уважать точки зрения других людей, аргументированно отстаивать свою позицию.
Выделенные группы читательских умений, по нашему убеждению, будут служить базой для формирования функциональных; поскольку, по сути, они тождественны с той лишь разницей, что проявляются не столько в учебных, сколько в жизненных ситуациях.
Вторая исследовательская задача была направлена на сбор актуальных данных о сформированности читательских умений младших школьников и их влиянии на функциональную грамотность.
В эксперименте приняли участие 49 учеников и два учителя из разных школ г. Архангельска. Данные классы – выпускные, ученики переходят в среднее звено, где функциональная грамотность приобретает еще большую значимость для успешного освоения содержания учебных предметов. Для сбора данных мы составили задания, отражающие умения каждой группы. Метод анализа результатов развития читательской и функциональной грамотностей – анализ продуктов деятельности учеников.
Сбор данных о качестве техники чтения вслух, умениях работать с информацией проводился на основе текста «Наша Солнечная система» (табл. 1).
Таблица 1.
Текст для проверки читательских умений
Наша Солнечная система Наша Солнечная система образовалась около 4,5 миллиардов лет назад! Она состоит из Солнца и восьми основных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Есть также спутники, карликовые планеты, астероиды, кометы, камни и пыль. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Чем дальше планета от Солнца, тем ниже на ней температура и меньше света. Меркурий, Венера, Земля и Марс называются "земными планетами". Они состоят в основном из камня и металла. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун называются "газовыми гигантами". Они состоят в основном из газа и имеют кольца из пыли и льда. Самая маленькая планета - Меркурий, а самая большая - Юпитер. Нептун - самая холодная, а Венера - самая горячая планета. Спутники движутся вокруг планет. У Земли всего один спутник – Луна. Юпитер и Сатурн являются планетами с наибольшим количеством спутников - по 53 спутника у каждой! У Меркурия и Венеры спутников нет вообще. Звезды – это огромные шары из очень горячего газа. Наша ближайшая звезда - Солнце, и она находится на расстоянии 150 миллионов километров от планеты Земля! Без энергии Солнца на Земле не было бы жизни. Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космос в 1961 году. Затем, в 1969 году, астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин высадились на Луну. С тех пор было еще много полетов в космос! |
После прочтения текста школьники выполняли следующие задания.
Заданиея первой группы направлены на оценку качества чтения.
Задания второй группы характеризуют степень понимания смысла текста: (О чём этот текст? Немного стран могут похвастаться тем, что их граждане побывали в космосе. Что совершили американцы Нил Армстронг и Базз Олдрин? – Жизнь на Земле зависит от энергии Солнца. А как влияет Солнце на другие планеты? Найди нужные ответы и подчеркни их. Объясни, почему Нептун – самая холодная планета. О чем идет речь: «огромные шары из газа»?)
Задания третьей группы позволяют проанализировать у учащихся умения выбирать нужную информацию, интерпретировать её в соответствии с поисковыми задачами, передавать и готовить для практического использования. Приведём примеры этих заданий
– Где этот текст может тебе пригодиться?
– Соотнесите описание планет с их названием
Меркурий |
|
самая большая планета, называется "газовым гигантом". |
Нептун |
самая холодная планета, состоит в основном из газа и имеет кольца. |
|
Венера |
самая горячая планета, называется "земной планетой". |
|
Юпитер |
самая маленькая планета, состоит в основном из камня и металла. |
– Младший брат спросил: – А как далеко Солнце находится от Земли. Сможешь ли ты ответить на его вопрос? Что ответишь?
Задание 10 на творческую обработку информации: легкий способ запомнить порядок планет - использовать специальное предложение, например, " Маленький Вася Заметил Много Юных Сусликов На Поляне." (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Первая буква каждого слова – это первая буква каждой планеты. Придумай свое предложение, чтобы запомнить порядок планет.
Задания четвертой группы имеют личностный характер умение определять границы применения текста.
-Ежегодно Россия отмечает 12 апреля праздник, посвященный дню космонавтики. А сколько лет со дня первого полёта исполнилось в этом году? Назови имя и отчество первого космонавта. На сколько лет Советский Союз тогда обогнал Америку в освоении космического пространства? Как это подтвердить?
– Что ты испытываешь, когда узнаешь, что твоя Родина - победитель?
– Пользуясь текстом и своими знаниями, составь рассказ для первоклассников о дне космонавтики.
В ходе анализа устных ответов и письменных работ мы обращали внимание на следующие параметры.
Высокий уровень сформированности умения читать у выпускника начальной школы характеризуется выразительностью, словесным способом и скоростью 90–100 слов в минуту. Нами учитывались способ чтения (по слогам, словами), орфографическая и орфоэпическая точность, соблюдение пунктуации и степень выразительности. Степень понимания содержания текста определялась по точности данных детьми ответов, умению цитировать. Умение интерпретировать информацию характеризовалось способом её передачи (текст, схема и т.п.),
Результаты выполнения первого задания показали следующее
Треть выпускников имеют низкие показатели техники чтения: медленный темп чтения в рамках 70–80 слов в минуту по слогам, без соблюдения знаков препинания. При чтении школьники ставят неверно ударения даже в знакомых словах, что приводит к искажению их смысла, т.е. отражается на правильном восприятии и понимании контекста. Те ученики, которые испытывали затруднения при чтении длинных слов и сложных предложений, не улавливали последовательность событий, описанных в тексте, не подмечали детали, испытывали затем затруднения при интерпретации информации. В то же время нами было подмечено, что некоторые школьники со средними, а порой и с низкими показателями скорости демонстрировали более высокую степень осознанности прочитанного по сравнению с учениками из группы с высокими показателями техники чтения. Невысокий уровень сформированности перечисленных умений отразился на умениях функциональной грамотности: умении самостоятельно осуществлять деятельность учения, умение перенести знания из учебной среды в практическую жизнь: медленно читающие ученики испытывали трудности с пониманием содержания задания, которое нужно выполнить, допускали ошибки при его выполнении. Так, например, при выполнении задания из четвертой группы, школьникам оказалось сложно назвать только имя и отчество – чаще называли имя и фамилию; указывая на временное опережение Америки Советским Союзом ученики забывали указать в тексте подтверждающий факт. Самым сложным оказалось задание, в котором требовалось составить рассказ о дне космонавтики. Плохо читающие дети не выполнили это задание, часть из них даже не приступила к нему. Считаем, что слабо сформированные умения, которыми определяется читательская грамотность, негативно отразятся на результатах освоения других предметов.
Треть испытуемых показали высокие результаты техники чтения – 100 и более слов в минуту без остановок перед сложными и незнакомыми словами, с соблюдением и расстановкой логических ударений в предложениях; чтение с листа можно считать условно выразительным. Ученики с высокими результатами техники чтения достаточно легко и без ошибок использовали текст для решения разных практических задач, что подтверждает наше предположение о влиянии сформированности читательских умений на функциональную грамотность.
После работы с художественным текстом, ученикам был предложен технический текст. Нами исследовались умения понять замысел, проанализировать технические данные, порядок выполнения. Опираясь на эти умения, ученики должны были выполнить учебное изделие «Открытка с аппликацией». Анализ результатов показал, что только 38,5% (20 учеников) учеников справились с поставленной задачей успешно, оставшиеся 61,5% (32 ученика) учеников не смогли самостоятельно справиться, так как не поняли текст, не смогли следовать плану, контролируя при этом свои действия. Итогом стало изделие с дефектами, возникшими из-за нарушения технологии. То есть очевидно проявилась зависимость: неумение работать с текстом отрицательно повлияло на успешность решения практической задачи.
В целом же, исходя из анализа продуктов деятельности школьников мы установили, что уровень сформированности читательских умений младших школьников напрямую связан с уровнем функциональной грамотности. У 29 учеников умения функциональной грамотности сформированы на низком уровне. Это характеризуется наличием затруднениями при выполнении заданий каждой из четырех групп умений. У этих ребят ярко выраженными были трудности с письменным изложением своих мыслей на основе прочитанного, поиском нужных фрагментов текста (цитат) для подтверждения своей точки зрения. У 14 учеников уровень функциональной грамотности был определен нами как средний. Ученики успешно справлялись с определением замысла и идеи учебного текста, успешно ориентировались в нем, находили нужную информацию, справлялись более-менее успешно с её передачей и интерпретацией. Задание на составление собственного рассказа на основе текста и собственных знаний вызвало значительные трудности. Большинство детей приступили к его выполнению, но составили комплексы разрозненных предложений.
Шесть учеников справились со всеми заданиями успешно что свидетельствует о достаточном уровне сформированности функциональной грамотности. В то же время, в ходе включенных наблюдений за коммуникативными умениями этих учеников, было обнаружено, что они чаще не заинтересованы в сотрудничестве с другими учащимися.
Таким образом, результатами теоретического анализа и актуальных данных по проведённым диагностикам доказано, что читательские умения оказывают прямое влияние на качество сформированности функциональной грамотности младших школьников. Уровень сформированности читательских умений у выпускников начальной школы далек от требуемых показателей, чем в будущем будут обусловлены причины снижения успешности школьников в учении. Собранные нами в ходе исследования материалы свидетельствуют о том, что необходима коррекция методической поддержки формирования читательских умений как основы формирования у младших школьников читательской грамотности. Но это тема следующей статьи…