ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ХМАО-ЮГРА
Конференция: CCLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ХМАО-ЮГРА
Оценка эффективности государственной налоговой политики осуществляется с использованием экономико-математических методов, адаптированных для исследования социально-экономических процессов [2, с. 332]. Тем не менее можно отметить, что до настоящего времени еще не создано единого методического подхода к проведению оценки эффективности региональной налоговой политики.
Предлагается методика оценки эффективности региональной налоговой политика на основе формирования интегрального показателя оценки качества налоговой политики.
Оценка региональной налоговой политики будет производиться по ряду критериев [1, с. 1464]:
- налоговое планирование: коэффициент собираемости налогов, отклонение плановых и фактических показателей по налоговым платежам;
- налоговый климат: показатели налоговой нагрузки, оценка эффективности налоговых льгот, оценка экономического развития региона;
- налоговое администрирование: динамика налоговой задолженности, анализ качества налогового администрирования.
Проведем оценку эффективности налоговой политики на примере ХМАО-Югра. Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики на 2024 год и плановый период 2025-2026 года утверждены распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 06 октября 2023 года №653-рп.
Целями формирования направлений региональной налоговой политики выступили формирование устойчивости окружного бюджета, формирование предсказуемой налоговой политики, направленной на стимулирование предпринимательской активности, рост инвестиций, оптимизации системы налоговых льгот [3, с. 2752].
Достижение целей налоговой политики связано с решением ряда задач:
1. Стимулирование инвестиционной деятельности.
2. Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса через:
3. Реализация задачи по стимулированию роста уровня доходов работающих в отраслях реального сектора экономики автономного округа. Планируется установление условий по размеру среднемесячной заработной платы работников и росту производительности труда при применении стимулирующих налоговых льгот и преференций субъектами малого бизнеса.
4. Содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращению неформальной занятости, в том числе путем перехода граждан на применение налога на профессиональный доход.
5. Уточнение перечня объектов недвижимости для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на основе кадастровой стоимости в отношении административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
6. Продолжение работы органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, направленной на расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с неполным отражением сведений, необходимых для исчисления налогов.
7. Проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов с последующим формированием предложений по сокращению или отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, пересмотр условий их предоставления.
8. Планируется на основании полученных выводов об эффективности налоговых расходов автономного округа за 2022 год провести донастройку преференциальных налоговых режимов.
Реализация разработанных направлений налоговой политики ХМАО-Югры ориентирована на продолжение мер по стабилизации социально-экономического развития ХМАО-Югры, достижение сбалансированности бюджета.
Интегральный показатель качества региональной налоговой политики в ХМАО-Югре на протяжении 2021 – 2023 года демонстрируется тенденцию к увеличению, с 9,49 в 2021 году до 13,57 в 2023 году, что говорит о повышении эффективности налоговой политики в регионе.
К достоинствам данной модели относится учет, как показателей деятельности налоговых органов, так и действий органов государственной власти региона по формированию оптимальной налоговой политики, направленной не только на увеличение налоговых доходов бюджета, но и на социально-экономическое развитие региона в целом.