СОВЕТСКО-ЯПОНСКИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1956)
Конференция: CCXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СОВЕТСКО-ЯПОНСКИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1956)
Вторая мировая война окончилась 2 сентября 1945 капитуляцией Японии, сопровождавшийся серди прочих изменений и тем фактом, что СССР установил свой контроль на принадлежавшие на тот момент японцам Курильские острова и южную часть острова Сахалин. Сделано это было по условиям Ялтинской конференции февраля того же года, гарантировавшей со стороны Великобритании и США согласия на такие изменения, и затем подтвержденной условиями Потсдамской конференции в июле [5, 133-134]. В первые годы после окончания войны Япония не выдвигала каких-либо претензий к Москве. Но с ростом международной напряженности и противостоянием СССР – США, в котором Япония оказалась в «лагере» западных держав, стали возможны попытки оспорить сложившуюся ситуацию. Первым четким проявлением этого стремления стал созыв Сан-Францисской конференции в сентябре 1951 года. Советскую делегацию на ней представлял заместитель министра иностранных дел СССР А.А. Громыко. Изначально СССР выразил несогласие с проектом текста договора, который подготовили Великобритания и США, что было были подробно изложено в пространном заявлении Громыко от 8 сентября 1951 года. Он утверждал, что договор не давал никаких гарантий против роста японского милитаризма; что Китай не был приглашен к участию, несмотря на то, что он был одной из главных жертв японской агрессии; что с Советским Союзом должным образом не консультировались при подготовке договора; что договор превращает Японию в американскую военную базу и вовлекает Японию в военную коалицию направлен против Советского Союза; что этот договор фактически является отдельным мирным договором; что проект договора нарушает права Китая на Тайвань и ряд других островов; что проект договора в нарушение Ялтинского соглашения не признает суверенитет Советского Союза над Южным Сахалином и Курильскими островами; и т.д [2]. Проект был оставлен без изменений и подписан 49 странами 8 сентября 1951 года.
Договор зафиксировал «утрату всех прав и претензий, который она [т.е. Япония] имела в отношении территории Курильских островов, а также и на ту часть о. Сахалина и на прилегающие к нему островные территории, суверенитет над которыми был приобретен по итогу Портсмуского договора от 5 сентября 1905 года», как подчёркивали Ю.Д. Воронцова и В.А. Коцкая [1, 52]. Однако, несмотря на такие фразы, в договоре никак не оговаривалось, под чью же юрисдикцию переходят спорные территории. Более того, СССР не подписал договор, а значит, как отмечают упомянутые нами исследователи, «с точки зрения международного права остался неразрешенным вопрос к территории какого государства относить данные острова, так как они перестали быть японскими, но при этом не стали суверенной территорией Советского Союза» [1, 52]. Действительно, образовалась некоторая коллизия. Несмотря на изменения, зафиксированные договором 1951 года, права СССР на спорные территории нисколько не урезались: Сан-Францисская конференция подтвердила обязательность для Японии соблюдения решений союзнических конференций периода Второй мировой, а в ее итоговом документе было четко обозначено, что японцы отказываются от любых претензий на Курильские острова и южный Сахалин, следуя примеру изъятия территорий у капитулировавшей Германии. Единственным пунктом, в котором Япония могла бы продолжать предъявлять к Москве претензии, были острова Токто, ясным образом не оговоренные в соглашении [5, 34]. Как раз с 1951 года с подачи токийского правительства в дипломатический «язык» входит понятие «северные территории», под которыми подразумевались изначально острова Шикотан и Хабомаи, а позднее – и Итуруп с Кунаширом [3, 38]. Используя существовавшую идею о том, что эти острова не относятся к Курильским, Япония в 1955 году выдвинула претензии сначала на них, а затем и на все остальное, включая южный Сахалин [1, 25]. Это произошло на переговорах о заключении мирного договора, с предложением о проведении которых выступил премьер-министр Хаятома после завершения американской оккупации. Изначальная мирная позиция японцев постепенно смещалась на территориальные требования, завершившиеся к конечном счете выдвижением официального требования возврата четырех названных островов и передачей вопроса принадлежности остальных Курил и южного Сахалина на рассмотрение конференции. В качестве уступки советская сторона согласилась обсуждать передачу Шикотана и Хабомаи, хотя японцы под нажимом со стороны США продолжали требовать большего [3, 39]. В конце концов на компромиссной основе 19 октября 1956 года было подписано компромиссное соглашение, согласно которому прекращалось состояние войны, а СССР «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан, с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией» [4, 175]. Поскольку мирный договор так и не был подписан, то территориальный вопрос в советско-японских, а затем и российско-японский отношениях продолжает занимать доминирующее положение.