ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПНЫХ УСТАНОВОК НА ОТНОШЕНИЕ К ФИНАНСАМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Конференция: CCXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
CCXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПНЫХ УСТАНОВОК НА ОТНОШЕНИЕ К ФИНАНСАМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что гендерные стереотипы оказывают значительное влияние на социальную жизнь человека, семью, выбор профессии, а также, в некотором смысле, препятствуют глобальному экономическому развитию и социальному прогрессу. Гендерные стереотипы касаются всех сфер жизни человека и транслируются с помощью СМИ (телевидение, пресса), интернет-платформ, общественных организаций и т.д. [2, 103].
Цель данной работы – сравнительный анализ стереотипных установок и финансового поведения мужчин и женщин.
Для изучения гендерных установок в отношении финансового поведения мужчин и женщин был проведен опрос (Google Forms) граждан Российской Федерации. Всего приняли участие 301 респондент в возрасте от 16 лет до 71 года (53% – женщины, 47% – мужчины), проживающих в городах России – Волгоград, Москва, Сочи, Кемерово, Ухта, Геленджик и Республика Дагестан, а также город Каменск-Уральский.
По определению Н.Ю. Ерофеевой, «гендерный стереотип – это сформировавшееся в обществе представление о выполнении той или иной социальной роли мужчины и женщины» [1, с. 50].
Гендерные стереотипы могут оказывать влияние на отношение к финансам как мужчин, так и женщин. Например, стереотип о том, что мужчины лучше справляются с управлением финансами, может привести к тому, что женщины чувствуют себя менее уверенно в финансовых вопросах и могут избегать принятия финансовых решений.
Также гендерные стереотипы могут влиять на карьеру и выбор профессии, что в свою очередь может повлиять на финансовое положение. Например, стереотип о том, что женщина – хранительница семейного очага, и ее предназначение – заниматься заботой о семье и детях, может привести к тому, что женщина выбирает менее оплачиваемые профессии или работает на неполную ставку. Мы выяснили, что 60% всех респондентов считает, что женщины отказываются от карьерных возможностей, чтобы не разрушать семью.
В таблицах 1, 2, 3 и 4 нашего исследования иллюстрируются различия в отношении к деньгам в зависимости от гендера респондента. Вопросы о деньгах в большей степени вызывают раздражение у женщин – 56%, чем у мужчин – 44% (табл. 1). Мужчины несущественно реже (5% различия), чем женщины, покупают ненужные вещи, чтобы произвести впечатление на других (табл.2). От траты денег в большей степени удовольствие получают респонденты женского пола (табл.3). Их показатель составил 66%, что значительно превышает показатель мужчин – 34%. Также можно утверждать, что женщины легче тратят деньги (57%), чем мужчины – 43% (табл.4).
Таблица 1.
Отношение к деньгам в зависимости от пола респондентов
Раздражают вопросы о деньгах |
|
Мужчины |
44,03% |
Женщины |
55,97% |
Таблица 2.
Часто покупают ненужные вещи, чтобы впечатлить других |
|
Мужчины |
47,46% |
Женщины |
52,54% |
Таблица 3.
Получают удовольствие от траты денег |
|
Мужчины |
34,30% |
Женщины |
65,70% |
Таблица 4.
Легко тратят деньги |
|
Мужчины |
43,07% |
Женщины |
56,93% |
Таблицы 5, 6, 7 и 8 показывают отношение к деньгам в зависимости от склонности респондентов к гендерным стереотипам. В большей степени (табл.5) волнение из-за вопросов касательно финансов испытывают женщины с нестереотипными установками (65%) и мужчины со стереотипными установка (58%). Ненужные вещи для оказания влияния на других людей покупают обе группы, как со стереотипами, так и без (табл.6). Респонденты, чье мышление не подвержено стереотипизации получают удовольствие от траты денег значительно чаще. Из них 72% – женщины (табл.7). В таблице 8 видно, что легко тратят деньги женщины с нестереотипными установками (62,5%) и мужчины со стереопитизацией (53%).
Таблица 5.
Отношение к деньгам в зависимости от склонности респондентов к гендерным стереотипам
Раздражают вопросы о деньгах |
|||
Нестереотипные установки |
Стереотипные установки |
||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
35% |
65% |
58,06% |
41,94% |
Таблица 6.
Часто покупают ненужные вещи, чтобы впечатлить других |
|||
Нестереотипные установки |
Стереотипные установки |
||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
48,39% |
51,61% |
46,43% |
53,57% |
Таблица 7.
Получают удовольствие от траты денег |
|||
Нестереотипные установки |
Стереотипные установки |
||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
28,45% |
71,55% |
46,43% |
53,57% |
Таблица 8.
Легко тратят деньги |
|||
Нестереотипные установки |
Стереотипные установки |
||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
37,50% |
62,50% |
53,06% |
46,94% |
В заключение отметим, что гендерные стереотипы могут оказывать значительное влияние на финансовое поведение и решения людей, формируя их отношение к деньгам и инвестициям. Для преодоления гендерных стереотипов необходимо развивать политику равной оплаты труда, проводить образовательные программы по финансовой грамотности, создавать и поддерживать равные возможности для всех, независимо от пола.