ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конференция: CCXLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Безопасность жизнедеятельности
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Безопасность - необходимое условие стабильного и успешного развития человека, общества, государства и цивилизации в целом. Это связано с тем, что различные опасные чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью жизни человека, создавая угрозу здоровью и жизни, нанося серьезный ущерб окружающей природной среде и нанося огромные материальные потери. Российская Федерация как государство уделяет большое внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях, а обеспечение безопасности граждан является одним из приоритетных элементов высокого уровня жизни.
Рисунок 1. Комплексная безопасность образовательном учреждении
Воспитание культуры безопасности учащихся-одна из важнейших задач образовательной организации, от успешности решения которой во многом зависят основные аспекты формирования общей культуры безопасности. Педагогам приходится решать ряд оригинальных и типичных задач воспитания культуры безопасности, направленных на гармоничное развитие учащихся. Как правило, в этих задачах много неизвестных, а исходные данные и возможные конфигурации решений сложны и разнообразны.
Методы обучения культуре безопасности тесно связаны с методологическими приемами. Под методами обучения культуре безопасности следует понимать конкретное применение определенных методов обучения культуре безопасности в практической деятельности. Методы и приемы воспитания культуры безопасности взаимосвязаны и в определенных образовательных контекстах взаимозаменяемы. «Формирование культуры безопасности в образовательной организации представляется процессом обучения и воспитания по предмету ОБЖ, осуществляемого учителями безопасности жизнедеятельности под руководством преподавателя-организатора ОБЖ, должностные обязанности которого определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н»
Эффективное формирование культуры безопасности преподавателями ОБЖ возможно только при условии организации соответствующего учебного процесса. Для организации учебного процесса по формированию культуры безопасности в аудитории ОБЖ педагогам необходимо соответствовать требованиям ФГОС второго поколения, опираясь на примерную рабочую программу по конкретной предметной области. Необходимо разработать программу.
Диагностика сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ - составляющая учебно - воспитательного процесса, главной функцией которой является получение информации о результатах развития готовности обучающихся к безопасной жизнедеятельности.
Структура диагностики сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ содержит три компонента (рис.2).
Рисунок 2. Структура диагностики сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ
«Анализ – это выявление объективных характеристик культуры безопасности обучающихся, например: какие присвоены элементы культуры, безопасности какие воспитаны качества личности, и т. д.»;
«Оценка выявляет уровень соответствия полученных характеристик культуры безопасности обучающихся определенным критериям, которые используются в учебно-воспитательном процессе»;
«Учет обобщает и систематизирует результаты анализа и оценки, а также их подготовку к использованию на других этапах управления учебно-воспитательным процессом (планирование, стимулирование, организация, коррекция)»[2].
Эффективность диагностики сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ зависит от того, какие средства диагностики использует учитель.
«Средства диагностики сформированности культуры безопасности у обучающихся делятся на четыре группы:
- «средства получения первичной информации о сформированности культуры безопасности у обучающихся (наблюдение за деятельностью обучающихся, изучение результатов вопросов, задач, анкет, тестов и т.д.);
- «средства анализа полученной информации о результатах воспитания культуры безопасности у обучающихся (основные понятия, используемы для определения объективных характеристик и свойств культуры безопасности)»;
- «средства оценки уровня сформированности и эффективности воспитания культуры безопасности у обучающихся (критерии оценки уровня развития культуры безопасности, интенсивности, оптимальности и эффективности процесса воспитания культуры безопасности у обучающихся)»[4];
- «средства хранения и систематизации полученной информации о результатах воспитания культуры безопасности у обучающихся (журналы, компьютерные программы, протоколы и т.д.)»[4].
Из данных групп средств вторая и третья группа средств диагностики считаются основными.
Таким образом, формирование у обучающихся современной культуры безопасности – одна из ключевых задач современного общего образования. Формирование культуры безопасности происходит на всех школьных предметах, но именно предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" вносит значительный вклад в формирование современной культуры безопасности.