ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Конференция: CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Аннотация. Цель данной работы – выявление пределов прокурорского надзора при помощи анализа нормативных актов. Результатом будет их четкое определение с выводом о содержании этих пределов.
Ключевые слова: прокурорский надзор, круг лиц, акты.
Целью данной работы является определение пределов главной функции прокуратуры – надзора. Поскольку в федеральном законе они не конкретизируются, необходимо будет проанализировать и другие законодательные акты - Федеральный закон " Об оперативно-розыскной деятельности" от 12. 08. 1995 N 144- ФЗ, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно- процессуальный кодекс, Семейный кодекс и иные законодательные акты. Отдельно будет исследован прокурорский надзор в различных сферах жизнедеятельности - прокуратурой осуществляется надзор в целях защиты социальных прав человека, окружающей среды.
Актами, определяющими организацию прокурорского надзора по различным направлениям, помимо Федерального закона, являются приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
- Приказ №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»
- Приказ Генпрокуратуры России от 23. 10. 2023 N 730 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия"
- Приказ №189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»
- Приказ Генпрокуратуры России от 31. 08. 2023 N 583 " Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления"
- И другие
Значение прокурорского надзора велико, так как поддерживается законность, обеспечивается соблюдение прав и свобод человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности.
В надзоре за исполнением законов выделяются общие и специальные пределы.
К общим относится запрет на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, запрет подменять иные государственные органы, осуществляющие надзор, а также то, что проверки должны проводиться только на основе сообщений о допущенных нарушениях закона.
К специальным относится круг поднадзорных лиц, к которому относятся законодательные и исполнительные органы власти на различных уровнях, а также органы контроля и управления организаций.
К кругу поднадзорных актов относятся все законы и подзаконные акты, действующие на территории Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.
Таким образом, пределы прокурорского надзора ограничиваются по кругу актов, поднадзорных лиц и правоотношений. Однако они достаточно обширные, поэтому прокурору предоставлены широкие полномочия, благодаря которым он может эффективно осуществлять надзор, а акты, которые могут выноситься, помогают также эффективно устранять нарушения, выявленные в ходе надзора.
Пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина аналогичны пределам надзора за исполнением законов – как общим, так и специальным.
Пределы в целом схожи во всех направлениях надзора – надзор за органами предварительного следствия и дознания, за судебными приставами, за исполнением законов о несовершеннолетних.
Отдельно лишь нужно обратить внимание на надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляется при помощи проверки документации об оперативно-розыскной деятельности уполномоченным прокурором.
Уполномоченные прокуроры могут осуществлять надзор только за теми органами, которые уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельности. Перечень их является закрытым и обозначен в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:
- Органы внутренних дел Российской Федерации.
- Органы федеральной службы безопасности.
- Федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны.
- Таможенных органов Российской Федерации.
- Служба внешней разведки Российской Федерации.
- Федеральная служба исполнения наказаний.
Однако нужно отметить, что сведения о лицах (их перечень также обозначен в статье 13), которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предоставляются надзирающему прокурору только с согласия данного лица, за исключением случаев, когда решается вопрос о привлечении этого лица к уголовной ответственности.
Таким образом, можно выделить пределы надзора за оперативно-розыскной деятельностью: это пределы по кругу субъектов, по кругу лиц и по кругу актов.
Также нужно отметить, что прокуроры обеспечивают защиту сведений, которые содержатся в тех материалах, которые ему передаются для осуществления надзора.
Анализ действующего в Российской Федерации законодательства показывает, что во всех направлениях надзора пределы аналогичны. В первую очередь пределы ограничиваются кругом субъектов. Круг субъектов – это органы и учреждения, а также их должностные лица, которые задействованы в определенном направлении надзорной деятельности. Далее пределы ограничиваются по кругу нормативно- правовых актов. Как правило, в этот круг входят международные нормы и принципы, международные договоры, ратифицированные в соответствие с законодательством Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также ведомственные акты. И третьим ограничением пределов является ограничением по видам поднадзорной деятельности, которые в свою очередь исходят из нормативной регламентации сферы, в которой осуществляется надзор, и субъектов, задействованных в сфере. Также законодательно запрещено вмешательство прокурора в оперативно- хозяйственную деятельность организаций, а также подменять иные органы.