Статья:

ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Конференция: CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Постовалова И.А. ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(235). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(235).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Постовалова Инна Андреевна
студент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. Цель данной работы – выявление пределов прокурорского надзора при помощи анализа нормативных актов. Результатом будет их четкое определение с выводом о содержании этих пределов.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор, круг лиц, акты.

 

Целью данной работы является определение пределов главной функции прокуратуры – надзора. Поскольку в федеральном законе они не конкретизируются, необходимо будет проанализировать и другие законодательные акты - Федеральный закон " Об оперативно-розыскной деятельности" от 12. 08. 1995 N 144- ФЗ, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно- процессуальный кодекс, Семейный кодекс и иные законодательные акты. Отдельно будет исследован прокурорский надзор в различных сферах жизнедеятельности - прокуратурой осуществляется надзор в целях защиты социальных прав человека, окружающей среды.

Актами, определяющими организацию прокурорского надзора по различным направлениям, помимо Федерального закона, являются приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

  • Приказ №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»
  • Приказ Генпрокуратуры России от 23. 10. 2023 N 730 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия"
  • Приказ №189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»
  • Приказ Генпрокуратуры России от 31. 08. 2023 N 583 " Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления"
  • И другие

Значение прокурорского надзора велико, так как поддерживается законность, обеспечивается соблюдение прав и свобод человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности.

В надзоре за исполнением законов выделяются общие и специальные пределы.

К общим относится запрет на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, запрет подменять иные государственные органы, осуществляющие надзор, а также то, что проверки должны проводиться только на основе сообщений о допущенных нарушениях закона.

К специальным относится круг поднадзорных лиц, к которому относятся законодательные и исполнительные органы власти на различных уровнях, а также органы контроля и управления организаций.

К кругу поднадзорных актов относятся все законы и подзаконные акты, действующие на территории Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Таким образом, пределы прокурорского надзора ограничиваются по кругу актов, поднадзорных лиц и правоотношений. Однако они достаточно обширные, поэтому прокурору предоставлены широкие полномочия, благодаря которым он может эффективно осуществлять надзор, а акты, которые могут выноситься, помогают также эффективно устранять нарушения, выявленные в ходе надзора.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина аналогичны пределам надзора за исполнением законов – как общим, так и специальным.

Пределы в целом схожи во всех направлениях надзора – надзор за органами предварительного следствия и дознания, за судебными приставами, за исполнением законов о несовершеннолетних.

Отдельно лишь нужно обратить внимание на надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляется при помощи проверки документации об оперативно-розыскной деятельности уполномоченным прокурором.

Уполномоченные прокуроры могут осуществлять надзор только за теми органами, которые уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельности. Перечень их является закрытым и обозначен в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации.
  • Органы федеральной службы безопасности.
  • Федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны.
  • Таможенных органов Российской Федерации.
  • Служба внешней разведки Российской Федерации.
  • Федеральная служба исполнения наказаний.

Однако нужно отметить, что сведения о лицах (их перечень также обозначен в статье 13), которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предоставляются надзирающему прокурору только с согласия данного лица, за исключением случаев, когда решается вопрос о привлечении этого лица к уголовной ответственности.

Таким образом, можно выделить пределы надзора за оперативно-розыскной деятельностью: это пределы по кругу субъектов, по кругу лиц и по кругу актов.

Также нужно отметить, что прокуроры обеспечивают защиту сведений, которые содержатся в тех материалах, которые ему передаются для осуществления надзора.

Анализ действующего в Российской Федерации законодательства показывает, что во всех направлениях надзора пределы аналогичны. В первую очередь пределы ограничиваются кругом субъектов. Круг субъектов – это органы и учреждения, а также их должностные лица, которые задействованы в определенном направлении надзорной деятельности. Далее пределы ограничиваются по кругу нормативно- правовых актов. Как правило, в этот круг входят международные нормы и принципы, международные договоры, ратифицированные в соответствие с законодательством Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также ведомственные акты. И третьим ограничением пределов является ограничением по видам поднадзорной деятельности, которые в свою очередь исходят из нормативной регламентации сферы, в которой осуществляется надзор, и субъектов, задействованных в сфере. Также законодательно запрещено вмешательство прокурора в оперативно- хозяйственную деятельность организаций, а также подменять иные органы.

 

Список литературы:
1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 29.12.2023)
2. О прокуратуре СССР: Закон СССР от 30.11.1979 N 1162-X // СПС «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/3985076/ (дата обращения: 29.12.2023)
3. Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Приказ Генпрокурора России от 16.01.2014 N 6 (ред. от 13.02.2023) // СПС «Гарант». – URL:  https://base.garant.ru/70658104/ (дата обращения: 02.01.2024)
4. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов: Приказ Генпрокурора России от 13.12.2021 N 744 // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_403666/ (дата обращения: 03.01.2024) 
5. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 05.01.2024)
6. Определение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2003 г. по делу № 88-Г03-7 // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. URL: //sudact.ru/vsrf/doc/8FFCEF2Ahxrq/ (дата обращения: 09.01.2024)
7. Определение Верховного Суда РФ от 30 июня 2010 г. по делу № 2-371/08 // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. URL: //sudact.ru/vsrf/doc/kvwR3u7h3glW/ (дата обращения 09.01.2023) 
8. Решение Нахимовского районного суда г. Севастополь от 7 сентября 2016 г. по делу № 2А-1722/2016 // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. URL: //sudact.ru/regular/doc/yXKnflNgFq5H/ (дата обращения 09.01.2024) 
9. Постановление Самарского областного суда от 2 июля 2014 г. по делу № 4А-398/2014 // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. URL: //sudact.ru/regular/doc/EjGQQ7tA3UZr/ (дата обращения 09.01.2024) 
10. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 06.01.2024)
11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения 06.01.2024)
12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС «Консультант Плюс» - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 06.01.2024)
13. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) // СПС «Консультант Плюс» - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8847/ (дата обращения: 07.01.2024) 
14. Кожевников О.А. Прокурорский надзор: учебное пособие. – Москва: JUSTITIA, 2021. – 152 с.