НАГЛЯДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
НАГЛЯДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность данного исследования обусловлена современными требованиями к системе образования, к педагогу. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечается, что «педагог выступает как носитель деятельностной позиции, необходимой для достижения целей образования и личностного становления своих воспитанников» [2].
Что говорит о значимости особой, деятельностной позиции педагога по отношению в его воспитанникам, а это, в свою очередь, требует от педагога индивидуального подхода к учащимся, что не является возможным без знания его внутреннего мира, его личностной позиции, его взаимоотношений в учебной среде и социуме.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, являющийся основным нормативным документом системы современного образования, выделяет, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества», что еще раз подтверждает сказанное выше [3].
Поэтому, каждый современный классный руководитель должен видеть и знать внутренний мир ребенка, его проблемы и особенно в отношении учеников друг другу, сделать на основе этого выводы для дальнейшей работы по созданию комфортной образовательной среды для обучающихся.
Цель исследования: выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств, симпатий и антипатий среди учащихся класса.
Задачи исследования:
- получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе;
- диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения;
- определить степень сплоченности или разобщенности в группе;
- выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого»;
- обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.
В исследовании применялся социометрический метод – опрос учащихся (анкета):
1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс?
2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс?
3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу?
4. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые возможно не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс.
Социометрический метод как вид опроса, направлен на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора [1].
На основании данных индивидуальных карточек социометрического опроса была составлена социограмма, где синим цветом обозначены положительные выборы школьников, красным – кого ни бы не выбрали и кто их бы не выбрал, а черным – выбор тех, кто возможно не захотел, по их мнению, выбрать их. Картина данной социограммы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Социограмма выбора школьников
В результате обработки социометрических анкет учащихся 5 класса было выявлено, что:
- что в коллективе есть дети, у которых нет близких эмоциональных отношений с одноклассниками, нет привязанностей и симпатии, таких учеников в классе оказалась 3, которых можно назвать «изолированными», что наглядно видно на социограмме. Их никто не упомянул либо же упомянули 1-2 человека;
- что в классе есть и «лидеры», которых насчитывается 5, что составляет 18,5% от всего количества. Их выбрали более 5 учащихся. Лидеры бывают «формальные» и «не формальные». В нашем случае это совпало.
Примеры приведены на рисунке 2.
является незамеченным по причине того, что в коллективе класса не с кем не общается, на уроках ведет себя очень тихо, в умственных особенностях не чем не отличается |
|
староста класса, которого коллектив выбрал сам, со всеми одноклассниками дружелюбен, конфликтов не с кем не имеет, является хорошистом. |
|
выделяется из коллективом тем, что является отличницей и готова всегда прийти на помощь если однокласснику что-то не понятно |
|
спортсмен, так как в классе не много сильных ребят, участвует в различных соревнованиях (например, перетягивание каната), со всеми общается только на позитивных нотах, не с кем не сорится, не дерется |
Рисунок 2. Примеры характеристик школьников и их социометрических рисунков
Особого внимания заслуживает тот факт, что 3 человека (11,1%) являются «отвергнутыми» в классе. Они получили больше отрицательных выборов, чем положительных. Примеры их социометрических рисунков, по результатам анкетирования одноклассников и их общая характеристика поведения приведены на рисунке 3.
Они являются инициаторами нарушения дисциплины на уроках, мешают другим учащимся слушать и вникать в новый материал. Постоянно влезают в драки между друг другом, обзывают других ребят, выводя на отрицательные эмоции. |
Рисунок 3. Примеры социометрических рисунков и общая характеристика поведения учащихся класса, которые вызывают беспокойство и создают проблемы своим одноклассника
Остальных ребят можно отнести к группе «социальный пролетариат» (16 чел., 59,3%), подавляющее большинство членов, пользующихся достаточно положительным отношением группы.
Кроме того, по социометрической карте видно, что в коллективе преобладают обоюдные выборы как позитивные, так и негативные. Хорошо, что больше всего положительных выборов, которые нам показывают на образование дружных групп.
Как классный руководитель, я считаю, данный метод помогает увидеть отношение учеников друг другу, сделать на основе этого выводы для дальнейшей работы по созданию дружного, сплоченного коллектива и благоприятной образовательной среды для школьников.