Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЖКХ

Конференция: CCXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Кашкан Н.С. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЖКХ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(229). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(229).pdf (дата обращения: 16.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЖКХ

Кашкан Надежда Сергеевна
студент, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Сочи
Курбатова Светлана Михайловна
научный руководитель, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Сочи

 

В настоящее время законодательство Российской Федерации в области регулирования деятельности жилищно-коммунального комплекса владеет развитой структурой и охватывает практически все сферы этой отрасли.

Основной принцип, на котором должна опираться деятельность современного жилищно-коммунального комплекса, заложен в статье 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, в статье 40 Конституции говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. [1] Одним из важнейших условий для осуществления этого права является постоянное функционирование всего жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающего жилищный фонд всеми необходимыми коммунальными ресурсами. Одним из основных системообразующих законодательных актов является, безусловно, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступивший в действие с 1 марта 2005 года и заменивший собой устаревший Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983. [2] Кодекс определяет основные начала жилищного законодательства, предмет регулирования жилищного законодательства, круг участников жилищных отношений, их основные права и обязанности, объекты жилищных прав. В новом Жилищном кодексе согласно с Конституцией РФ ясно разграничены полномочия Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений (ст.ст.12, 13, 14 ЖК РФ). Принципиальным новшеством стало определение Жилищным кодексом РФ обязанности собственников помещений в многоквартирных домах выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч.2 ст.161 ЖК РФ). Частью 3 этой же статьи установлена обязанность органа местного самоуправления проводить открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ управления или способ управления не был реализован (в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»). [3] При этом уточняется, что последовательность управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления (ч.1 ст.163 ЖК РФ).

Отдельными разделами Жилищного кодекса РФ определяются правовые основы деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также сравнительно новой формы самоорганизации граждан-товариществ собственников жилья. Нормы, регулирующие отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержатся также в Гражданском кодексе Российской Федерации. Так, глава 18 части первой Кодекса «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения» раскрывает содержание права собственности на жилые помещения, в том числе квартиры, и вытекающего отсюда права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, определяет право собственников квартир формировать товарищества собственников жилья и определяет организационно-правовую форму ТСЖ как некоммерческой организации. [4] Кроме этого, интересная норма содержится в статье 293 Части первой ГК РФ, позволяющей органам местного самоуправления обращаться в суд с иском о продаже с публичных торгов жилого помещения, собственник которого применяет его не по назначению, регулярно нарушает права и интересы граждан (соседей) либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение. При этом данная норма не возражает положению статьи 40 Конституции РФ о том, что никто не может быть произвольно лишен жилища, поскольку статья 293 ГК РФ говорит нам, что предварительно нужно предупредить недобросовестного собственника о необходимости устранить нарушения, предоставление ему для этого обусловленного срока, и отсутствие у него уважительных причин для неисполнения этой обязанности. Причем средства, вырученные от продажи жилого помещения с торгов, выплачиваются собственнику, за вычетом судебных расходов. Вопросы теплоснабжения подробно регулируются Федеральным законом «О теплоснабжении» от 27.07.2010 №190-ФЗ. [10] Настоящий закон определяет правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с применением систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также устанавливает полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. Закон устанавливает виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию, методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, сущность, принципы и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), вводит требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения. Отдельные положения закона «О теплоснабжении», затрагивающие принципы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, полномочий Федеральной службы по тарифам Российской федерации по утверждению методических указаний по расчету цен (тарифов), установлению предельных уровней тарифов на тепловую энергию, установлению контроля за обоснованностью установления и изменения цен (тарифов), рассмотрению споров между участниками регулируемых отношений при установлении и применении цен (тарифов), полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области государственного регулирования цен (тарифов), видов регулируемых цен (тарифов), сущности и порядка государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), способов установления тарифов в сфере теплоснабжения, оснований и порядка отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, а также вопросов подключения к системе теплоснабжения, вступают в силу с 1 января 2011 года (ст.30 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Еще одним важным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере жилищно-коммунального комплекса, является Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 №69-ФЗ. [5] Настоящий закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Устанавливаются принципы государственной политики в области газоснабжения, полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения, правовые основы функционирования и развития Единой системы газоснабжения, развития единого рынка газа на территории Российской Федерации, основы экономических отношений в области газоснабжения, антимонопольные правила для организаций-собственников систем газоснабжения, правовые основы промышленной безопасности систем газоснабжения в Российской Федерации.

В ходе исполнения положений указанного закона был принят ряд постановлений Правительства РФ и федеральных органов государственной власти, регулирующих различные вопросы поставки и распределения газа. [6]

Одним из основных документов, имеющим прямое отношение к теме исследования, являются «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008  №549. [7] Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него. Важное значение для улучшения состояния жилищно-коммунального комплекса и всей коммунальной инфраструктуры России имеет Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ, принятый с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с этим законом до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечить оснащение своих домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета используемых воды, газа, тепловой и электрической энергии, а также ввод этих приборов в эксплуатацию. Это относится и к собственникам индивидуальных жилых и дачных (садовых) домов, объединенных в созданные ими организации (напр. садоводческие товарищества) и подключенных к сетям централизованного газо-, водо-, электро-, теплоснабжения, которые до 1 января 2012 года обязаны обеспечить установку на границе с централизованными системами коллективных приборов учета потребляемых ресурсов (ст.13).

Также нельзя не упомянуть о Федеральном законе от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». [8] Детально о реализации данного закона и деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства говорилось выше, остается только добавить, что Государственная Дума РФ 8 декабря 2010 года приняла в первом чтении проект федерального закона № 457476-5 «О внесении изменений в ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты РФ». Законопроект предлагает продлить срок деятельности Фонда с 1 января 2012 года до 1 января 2013 года, перенести ограничение сроков признания многоквартирных домов аварийными с 1 января 2007 года на 1 января 2010 года, установить методику распределения лимитов средств, предоставляемых субъектам при внесении дополнительного имущественного взноса Российской Федерации в Фонд, а также вводится контроль уполномоченного органа за использованием средств Фонда. Кроме федеральных законов в области регулирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации действует ряд подзаконных актов, о некоторых из которых уже упоминалось выше, но есть и другие. Так, весьма важным отраслевым документом являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 №307, принятые во исполнение требований ст.157 Жилищного кодекса РФ и в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг. [12] Правила определяют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, действуют «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Правилами устанавливаются виды жилищного фонда, требования к его технической эксплуатации, текущему и капитальному ремонту, содержанию придомовых территорий. Требования Правил предназначаются для выполнения организациями, осуществляющими техническое обслуживание и содержание жилищного фонда.

Существуют также нормы, предназначенные для исполнения гражданами-пользователями жилых помещений. Это «Правила пользования жилыми помещениями», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006  №25. Правила регулируют порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах (далее - жилые помещения), и закрепляют ответственность за их несоблюдение. Кроме федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории нашего региона действует законодательство Красноярского края, входящее в правовую систему Российской Федерации и регулирующее вопросы, относящиеся к предмету ведения органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Об основных из них речь пойдет во второй главе настоящей работы. Как видно из вышеприведённого анализа, законодательство Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере представляет собой довольно развитую систему, охватывающую практически все стороны этого института. Необходимо отметить, что оно находится в состоянии динамичного развития и стабильного адаптирования к изменяющимся условиям, так как реформирование самой отрасли ЖКХ еще продолжается.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС  «Консультант Плюс».
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019) // СПС «Консультант Плюс».
3. Постановление Правительства РФ от 6.02.2006 № 75 (ред. от 21.12.2018) «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» // СПС «Консультант Плюс».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.01.2019) // СПС  «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ (ред. от 16.01.2019) «О газоснабжении в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
6. Сидякин А.Г. Стратегия развития ЖКХ: понимание того, что имеем и к чему должны стремиться. М.: Муницип, 2016. № 2. С. 4-7.
7. Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (ред. от 09.09.2017) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» // СПС «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2018) // СПС «Консультант Плюс».
9. Постановление Правительтва РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. от 17.12.2014)  «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» // СПС «Консультант Плюс».
10. Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О теплоснабжении» // СПС «Консультант Плюс».
11. Постановление Правительтва РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. от 17.12.2014)  «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» // СПС «Консультант Плюс».
12. Постановление Правительтва РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. от 17.12.2014)  «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» // СПС «Консультант Плюс».