ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
Конференция: CCXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
MUNICIPAL ELECTIONS: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Andrey Nikolaev
Student, Perm State National Research University, Russia, Perm
Dmitriy Hudolei
Scientific adviser, Candidate of Law, associate prof., Perm State University, Russia, Perm
Аннотация. в статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами муниципальных выборов. Указывается понятие муниципальных выборов, их роль и значение, приводятся три проблемы по этой теме.
Abstract. the article discusses issues related to the problems of municipal elections. The concept of municipal elections, their role and significance is indicated, and three problems on this topic are given.
Ключевые слова: муниципальные выборы, роль, значение, активность населения, информированность граждан, доверие, расхождение, недостатки.
Keywords: municipal elections, role, significance, population activity, citizen awareness, trust, discrepancy, shortcomings.
Понятие муниципальных выборов можно выразить из части 1 статьи 23 федерального закона от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской» [1]. Так, муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Роль и значение данного института состоит в том, что он является одним из важнейших столпов конституционного строя Российской Федерации и что благодаря ему посредством выборов избираются гражданами должностные лица и представительные органы на региональном и местном уровнях. Актуальным эта тема является и потому, что именно от муниципальной власти зависит развитие территории, уровень благосостояния граждан, реализация различных программ и проектов и т.д.
В настоящее время российское законодательство нужно усовершенствовать в данной сфере, потому что наблюдается высокая потребность населения, обусловленная постоянным изменением законов и их усложнением, а также изменением собственно общественных отношений.
Первой проблемой является малая активность населения на муниципальных выборах, данное препятствие в наше время выступает неким сдерживанием существующей системы, которая оказывает отрицательное влияние в целом на общество. Этот вопрос состоит из нескольких факторов первым из которых является малая информированность граждан. Многие люди по происшествию каких-либо выборов не знали, о их проведении – вывод сделан из комментариев пользователей сети “Интернет” [1], предположительно из-за недостаточно хорошо выполненной работы органов местной власти. Информационное обеспечение избирательного процесса и разъяснение его важности должно проводится через все источники СМИ, особенно через интернет, учитывая нынешние тенденции развития в этой области. Вторым фактором является отсутствие доверия и интриги. Из-за небольшой альтернативности выбора кандидат и недоверия к ним, граждане попросту не ходят на выборы, так как считают их предрешенными. Эта ситуация удобна для всех: население не тратит времени, не участвуя на выборах, а кандидаты не проводят агитации, зная, что будет малая явка, состоящая из тех же людей, которые их и выбирали до этого. В этом случае нужно ужесточить принцип альтернативности и состязательности, а также привлекать в эту деятельность молодое население как в качестве избирателей, так и кандидатов.
Второй проблемой является определенные несоответствия и недостатки в законодательстве. Так, в часть 2 статье 32 Конституции РФ [7] изложено то, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме», при этом в федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [6], от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» [9] и от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного» [10] изложено, что право избирать и быть избранными может распространится и на постоянно проживающих иностранных граждан на территории России. Исходя из выше сказанного, видно чёткое расхождение, так как в Основном законе упомянуты только граждане РФ, при этом законодательство допускает альтернативу в виде иностранных граждан при определенных условиях. Из этого следует, что вышеуказанные нормы нужно привести в соответствие с нормами Конституции РФ.
Теперь о недостатках, так, Гуменникова Е.М. выделяет, что в федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» присутствуют множество неоправданных ограничений и запретов, которые впоследствии сказываются на реализации избирательных прав населения субъектов РФ и муниципальных образований. [3]
Хоть закон и обеспечивает основные гарантии избирательных прав, но он регулирует избирательный процесс на всех уровнях, и законодатели субъектов не могут вносить свои условия для эффективного координирования избирательного процесса, учитывая региональные и муниципальные особенности, при этом установление общих принципов организации органов местного самоуправления состоит в предмете совместного ведения.
Третья проблема заключается в активности региональных законодателей. Так как Федеральный закон постоянно совершенствуется, он начал контролировать и основные гарантии избирательных прав, и отдельные избирательные процедуры. Такая детализация федеральным законом на всех уровнях, отбивает инициативу у региональных законодателей, что отрицательно сказывается на ситуации в целом.
Изучив данный вопрос, можно сказать, что сейчас избирательная система нуждается в совершенствовании, так как имеет значительные проблемы на всех уровнях. Необходимо повысить информированность и доверие граждан, детализировав регулирование предвыборной агитации и более обширным распространением информации. Так же по мнению Кидилинского М.Н. нужно привести федеральные законы в соответствие с Конституцией РФ. Одним из таких законов является федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [5]. Целью данного действия будет: выявить те его положения, которые относятся к исключительному ведению Российской Федерации, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако нужно отметить, что все оставшиеся вопросы следует передать в компетенцию субъектов Российской Федерации [4]. Это поспособствует эффективно реализовать выборы и обеспечить их проведение на региональном уровне. Так же это является большим шагом в сторону повышения доверия населения, обеспечение законности избирательной системы и укрепление конституционных и демократических принципов. Но это лишь самая малая часть всех проблем, которые были взяты автором.
Но при этом не стоит пессимистично относится к этой ситуации, так как всё же в области развития местного самоуправления за последние пятнадцать лет были сделаны значительные шаги. И прекрасно, что проблема регулирования выборов оперативно набирает большую активность среди огромных масс, показывая всеобщую заинтересованность в ее решении.